Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
СУДЕНИЦЫ
у
славян мифические существа женского пола, определяющие судьбу человека при
его рождении.
Суденицы
ходят вместе как три сестры, младшей из которых лет 20, а старшей — 30—35.
Они бессмертны и приходят издалека, обычно в полночь на третий (реже — на
первый или седьмой) день после рождения ребёнка в его дом, чтобы «судить» или
«наречь» ему жизненную судьбу.
Согласно
болгарской традиции этот «суд» происходит так, что сначала нарекает судьбу
младшая из С. затем средняя п. наконец, старшая, и её слово оказывается самым
вещим и определяющим.
В
сербской же традиции считалось, что старшая обычно предлагала новорождённому
смерть, средняя — физические недостатки, а младшая, по желанию которой обычно
и сбывалась судьба, оказывалась самой милостивой и говорила, сколько жить
ребёнку, когда ему идти к венцу, с чем столкнуться в жизни и каким счастьем
обладать. Установленная судьба оказывалась неумолимой. Верили, что эту судьбу
Суденицы писали младенцу на лбу (ср. рус.: «Так ему на роду написано»).
По
представлению чехов, С. приходят в белых одеждах со свечами. У восточных
славян образ С. вырисовывается бледно, почти исключительно в быличках и
народных новеллах. У греков С. соответствуют мойры — пожилые женщины, одетые
во всё чёрное, посещающие новорождённого на третью, а иногда и на пятую ночь
(в древнегреческой мифологии такие существа определяют судьбу ребёнка до его
рождения).
Существа,
подобные Суденицам были известны римлянам (парки), балтийским (Дек-ла, Карта,
Лайма), германским (норны), кавказским и др. народам.
|