Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
СВЯТОГОР
русский
былинный богатырь.
В
русском былинном эпосе тяжести его не выносит «мать сыра земля», но сам он не
может превозмочь тяги земной, заключённой в суме; пытаясь поднять суму, он
уходит ногами в землю. В. Я. Пропп считал Святогора воплощением первобытной
силы (его первая встреча с Ильёй Муромцем, которого С. кладёт в карман вместе
с конём,— типичное деяние древнего великана), неприменимой и поэтому
обречённой на гибель. Илья и С. примеряют гроб, встреченный ими на пути, тот
оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью С.
с дыханием передаёт Илье лишь часть своей силы (герою нужна человеческая, а
не великанская сила).
Гибель Святогора
при безуспешной попытке вытянуть из земли «суму перемётную» и смерть в
каменном гробу связаны с землёй: С. не может осилить землю, земля не может
носить С. Земля и С. в некотором роде антагонисты; недаром С. похваляется:
«Как бы я тяги нашёл, так я бы всю землю поднял». Вместе с тем С. связан с
землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе
(иногда — сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный
гроб.
Обладатель
хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы
хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: С. позволяет Илье Муромцу
трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом
комарика), ни найти этой силе применения — героически-воинского (как у Ильи
Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или
хозяйственно-производственного (как у Микулы Селяниновича). Святогор
изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для
того, чтобы присутствовать при гибели С. и как бы усвоить пагубные уроки
чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В
отличие от других богатырей С. неподвижен, привязан к одному локусу (Святые
горы).
Святые
горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В
одном из вариантов былины С. сообщает своему отцу, что был далеко на Святой
Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря
(характерно, что отец С.— «тёмный», т. е. слепой,— признак существа иного
мира, ср. Вий).
Совпадения
названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Свя-тогор), неразличение
деятеля и места глубоко архаично. Связь С. с горой может оказаться непервичной.
К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как
преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В этом смысле С. находится в
одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок,
как Горыня, Дубыня и Усы-ня: не случайно в одной из былин С. назван
Горынычем, что соотносит его и с Горыней ц со Змеем Горынычем.
В
реконструкции Святогор — хтоническое существо, возможно, открыто враждебное
людям. В поздних версиях С. щадит Илью Муромца, передаёт ему свою силу (хотя
и предлагает Илье третий раз вдохнуть его дух или лизнуть кровавую пену, что
привело бы к гибели Ильи), сознаёт свою обречённость п проявляет покорность
судьбе.
В этом
«улучшении» образа С. сыграл роль и внешний фактор — эпитет «святой». Но сам
этот эпитет, как и всё имя С, является, видимо, результатом
народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому
названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице,
связанной с горами в Голубиной книге («Вострогор — от птица да всем птицам
птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблотся» и
т. п.). Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиноп
природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени С.
с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол; ср.
также птицу Рарога.
В этом
контексте не только имя Святогора, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила,
смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не
поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о
каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства (ср. «Яшт»
XIX 43—44).
|