Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
СВЕНТОВИТ («святой, священный»)
в
западнославянской мифологии «бог богов», упоминаемый Гельмольдом и Саксоном
Грамматиком (12 в.).
С.—
высший бог, связан с войной и победами; его атрибуты — меч, знамя, боевые
значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья. Культовый центр С.— четырёхстолпный
храм в балтийско-славянском городке Аркона. Символический цвет С.— красный:
его храм был увенчан красной кровлей, в капище был пурпурный занавес, в
сундуках — множество пурпурных одежд.
Белый
священный конь при храме Свентовита после ночи оказывался покрытым грязью:
верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. При гаданиях коня
подводили к трём рядам копий, и если он спотыкался на левую ногу, это
считалось дурным предзнаменованием, если же ступал с правой ноги — добрым. Ответы
оракула С. считались наиболее весомыми.
Идол С.
имел четыре головы, расположенные справа, спереди и сзади (это описание
сопоставляется с четырёхглавым Збручским идолом), что позволяет соотнести Свентовита
и его четырёхстолпный храм с четырёхчленной (север — юг — запад—восток)
моделью мира в славянской мифологии.
Четырёхчленность
С. находит многочисленные параллели в других традициях с четырёхглавыми
божествами или четвёрками богов, охранителей стран света. Имя С, очевидно,
представляет собой эпитет. Есть основания думать о глубинной первоначальной
связи С. с громовержцем (см. Перун), в образе которого особенно подчёркнута
воинская функция (эпитет «святой» относится, в частности, к балт. Перкунасу).
|