Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
АВСЕНЬ, Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Овсей, Усень
в
восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом
(или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием
плодородия; персонифицированное начало года-прибытка (урожая). А. фигурирует
в песнях колядочного типа (см. также Коляда), распеваемых во время праздника
на стыке Старого и Нового года, также называемого А.
Празднества
носили карнавальный характер. В большинстве известных колядных песен имя А. и
его варианты употребляются преимущественно как восклицания-междометия, уже
лишенные своего первоначального смысла.
Но
сохраняются и примеры, где А.— имя ритуального персонажа, персонифицирующего
соответствующий праздник и его центральное событие — «авсеневый» ритуал: А.
идёт по дорожке, находит (или делает) топор, срубает сосну, мостит мост, по
которому идут (или едут) три брата, также олицетворяющие годовые праздники
(напр., Рождество Христово, Крещенье, Васильев день). Далее вводятся мотивы
еды, обычно ритуальной (блины, лепешки, каша, пирог, свиные ножки, кишки и т.
п.), после чего следуют разные типы благопожеланий. А. связан также с мотивом
коня (в ритуале с вождением «кобылки»): в песнях А. едет вместе с Новым
годом.
Вероятно,
наиболее старой формой имени А. нужно считать Усень, употребляющейся в
документах 17 в. или в архаичных песнях. Формы типа Таусень, Баусень, Говсень
и т. п. объясняются также, видимо, из «Усень» и соответствующего
восклицательного элемента (та, ба, гой). Наиболее правдоподобны этимологии,
связывающие имя А. со ст.-рус. оусинь (юсинь) «синеватый», ср. названия
декабря и/или января (стык одного и другого года) типа «просинец» в разных
славянских языках (от синевы, сияния, характеризующего небо в этом отрезке
цикла).
Ещё
более перспективно выведение имени А. из глагола, обозначающего восход
солнца, начало светлой части дня и года, ср. лит. austi (pavasaris is-austa,
о начинающейся весне, латыш, diena aust, о начинающемся дне) и т. п.; от
этого же корня образованы и обозначения утренней зари — лит. Аушра, др.-инд. Ушас,
др.-греч. Эос, лат. Аврора: ср. рус. «утро» при верхне-луж. justry (*us—tr=)
и др. Из конкретных мифологических персонажей других традиций А. ближе всего
к латышскому Усиньшу
|