Всемирная История. Том 1
Ранний древнекаменный век (нижний палеолит)
Начальные ступени человеческой истории
Ашельский период
Дальнейшее развитие труда находит своё отражение в
усовершенствовании каменных орудии и техники их изготовления.
Везде, где встречаются грубые шелльские орудия, на смену им
появляются новые, более тщательно и умело изготовленные — ашельские (Названы
так по месту их первого обнаружения в Сент-Ашеле (предместье города Амьена во
Франции)).
Ашельское рубило отличается от шелльских рубил прежде всего
своими правильными миндалевидными, треугольными или овальными очертаниями.
Поверхность ашельских рубил обычно сплошь обработана сколами,
свидетельствующими уже о хорошем знании свойств кремня, о несравненно более
искусной руке мастера, которая наносила теперь меткие и хорошо рассчитанные
удары. Если человек шелльского времени мог наносить только сильные и резкие
удары, в результате которых на краях орудия оставались глубокие выемки, то ашельский
человек научился отделять от камня тонкие и плоские отщепы. Лезвие ашельских
рубил было поэтому уже не зигзагообразным, а прямым и острым. Улучшаются
формы орудий, изготовленных из отщепов, устойчиво повторяются серии
определённых изделий: остроконечников, скрёбел и так называемых свёрл.
Важными были и перемены в образе жизни людей. В ашельское
время впервые возникают охотничьи лагери, появляются более или менее
постоянные поселения. Замечательным примером таких поселений могут служить раннеашельские
находки в Торральбе (Испания). Древнее поселение располагалось здесь на
высоте 112 м над уровнем моря, на берегу древнего озера. К озеру на водопой,
на его покрытые сочной растительностью берега приходили слоны, носороги,
быки, олени и лошади, становившиеся добычей первобытных людей. На стоянке
уцелело множество костей этих животных, в том числе целые черепа южного слона
с бивнями, достигающими 3 м в длину, кости этрусского носорога и носорога
Мерка, лошади Стенона. Вместе с костями животных в культурном слое были
обнаружены многочисленные рубило из кварцита, халцедона и песчаника, а также
обычные мелкие изделия из отщепов.
Человек ашельского времени уже широко осваивает готовые
природные жилища, которыми служили для него пещерные навесы и гроты. Известны
пещерные поселения ашельского времени в гроте Обсерватории, вблизи Монако, у
берега Средиземного моря, в пещере Умм-Катафа, к юго-востоку от Иерусалима, и
особенно в пещере Эт-Табун, на горе Кармел, в северной части Палестины.
Пещера Эт-Табун имела вид глубокой и высокой ниши, открытой
к северу и заполненной рыхлыми пещерными отложениями более чем на 15 м. В её позднеашельском
слое были обнаружены остатки очагов в виде тёмнобурых или жёлтых пятен
обожжённой земли. Обработанные кремни располагались неодинаково,
преимущественно около скалистой стены грота. В одном месте у входа в грот
оказалось скопление орудий, состоявшее из 29 специально запрятанных ручных
рубил. Всего в раскопанных участках грота найдено было около 50 тыс. изделий,
причём подавляющую массу их составляли готовые, вполне законченные орудия:
рубила, скребки, острия, ретушированные отщепы и пластины. Самым
поразительным является здесь множество ручных рубил, что указывает на важное
значение этого древнейшего орудия в жизни палеолитического человека. Их
найдено здесь более 8 тыс.
Многочисленные следы очагов, множество превосходно
обработанных орудий из кремня, в том числе тысячи рубил, наглядно показывают,
что пещера Эт-Табун на протяжении тысячелетий служила жилищем человеку того
времени, уже далеко оставившему позади своих предшественников и предков шелльского
периода, бродивших без постоянных пристанищ в субтропических лесах и джунглях
доледниковой эпохи. Огонь стал теперь, вместе с орудиями труда, основой
существования человека и опорой первобытной общины в её борьбе с природой.
Человек ашельского времени, очевидно, использовал огонь не
только в качестве источника живительного тепла для согревания своего тела в
холодное время года, но и как средство борьбы с постоянно угрожавшими ему
хищниками.
Даже слабые старики, женщины и дети, вооружённые пылающей
головнёй, были сильнее тех зверей, которые являлись грозой тропического леса.
Очень рано, надо полагать, люди научились поджаривать на
огне мясо животных, а также съедобные коренья и плоды. Это не только улучшило
пищу и расширило пищевые ресурсы, но и положило ещё более резкую грань между
человеком и животными, способными употреблять пищу только в её естественном,
данном самой природой виде.
|