Всемирная История. Том 1
Период расцвета первобытнообщинного строя. Средний и
новый каменный век (мезолит и неолит)
Древнейшие земледельческие племена.
Первые земледельцы
Северного Ирака
Древнейшие следы новой земледельческой жизни обнаружены и к
северо-востоку от верховьев Тигра, в ближайшем соседстве с теми районами, где
позже выросла вторая наряду с Египтом древнейшая цивилизация, строились
первые на земле города и возникали первые государства.
Здесь, на территории нынешнего Северного Ирака, в
предгорьях Южного Курдистана, в близком соседстве друг от друга обнаружены
три древних поселения, представляющие последовательно сменявшиеся культурные
этапы в развитии хозяйства и образа жизни древнего населения этой области.
Первое поселение, пещера Палегаура, было заселено
типичными собирателями и охотниками юга, не имевшими представления о
разведении домашних животных и возделывании растений. Эти люди находились на
уровне мезолита. Они в совершенстве овладели техникой отщепления кремнёвых
пластин от призматического нуклеуса, но не знали ещё даже зачатков
неолитических приёмов обработки камня и кости, не пользовались костяными
орудиями. Всё, что они оставили после себя в своём пещерном жилище, кроме
костей диких животных, — это нуклеусы призматического типа, пластины,
служившие орудиями в необработанном виде, а также изготовленные из таких
пластин орудия мезолитического облика.
Тем нагляднее становятся перемены в хозяйстве и культуре у
жителей следующего по времени поселения Карим-Шахир (вероятно, VI тысячелетие
до н. э.), обитатели которого уже покончили с пещерной жизнью своих
предшественников. Правда, при раскопках в Карим-Шахире не обнаружено
определённых следов строений, но всё же о наличии жилищ, и при этом
достаточно многочисленных, свидетельствуют вымостки из камней, оставшиеся от
разрушенных стен и полов.
Эта черта принципиально нового уклада дополняется и
усиливается другими признаками неолитической культуры. Первый такой признак —
наличие ещё грубых, но бесспорно неолитических по типу крупных орудий с
шлифованными лезвиями, а также ряда других каменных изделий, изготовленных
характерной для неолита пунктирной или точечной техникой. Второй признак
неолита — наличие таких изделий, как шлифованные браслеты, украшения из
раковин и камня со сверлёными отверстиями для подвешивания, грубые скульптуры
из необожжённой ещё глины, костяные иглы и шилья; всё это говорит о
значительном обогащении культуры и росте потребностей жителей этого поселения
по сравнению с их предшественниками из Палегауры.
Обитатели Карим-Шахира ещё не умели, однако, выделывать
глиняную посуду и не имели типично неолитических наконечников стрел. В
отличие от людей мезолита они тем не менее имели в своём распоряжении
домашних или полудомашних животных — овец и коз, дававших им мясную пищу,
шкуры и шерсть для изготовления одежды.
Среди множества каменных пластин и изделий микролитического
облика обнаружены несколько обломков зернотёрок, пестиков и ступок, а также
кремнёвые лезвия для серпов. Если правильно предположение, что ими срезали
колосья дикорастущих злаков, а на зернотёрках растирали добытые из них зёрна,
то находки в Карим-Шахире свидетельствуют о развитом собирательстве, непосредственно
предшествующем земледелию.
Земледелие в совершенно отчётливом виде представлено
находками в поселении в Кала'ат-Ярмо, датируемом V тысячелетием до н. э.
(около 4750 г. до н. э.).
Жители поселения Кала'ат-Ярмо, так же как их предшественники
из Карим-Шахира, сохранили в технике обработки камня традиции отдалённой
старины.
Они по-прежнему выделывали по древним мезолитическим
образцам миниатюрные треугольники, проколки, резцы и скребки.
Широко и систематически использовались различные крупные и
тяжёлые изделия из камня, изготовление которых требовало новых, неолитических
приёмов в виде шлифования и точечной ретуши. Это были топоры, молоты, а также
каменные чаши, ступки, песты. Широко развилась обработка кости, из которой
выделывались иглы, шилья, фигурно оформленные булавки, бусы, кольца и даже
ложки.
Жителям Кала'ат-Ярмо ещё не было известно искусство
изготовления настоящих сосудов из глины. Самое большее, чему они научились в
деле использования глины как материала для сосудов, было изготовление
своеобразных «бассейнов» или чанов, сделанных следующим образом: сначала в
земле выкапывалась яма, затем её тщательно обмазывали глиной, потом в яме
разводили огонь и таким образом придавали её стенкам водонепроницаемость в
твёрдость.
Общее усложнение ассортимента каменных и костяных вещей, а
также хозяйственного инвентаря находилось в связи с глубокими изменениями в
жизни обитателей Кала'ат-Ярмо, с характерным для них новым хозяйственным укладом.
Это были уже типичные древние земледельцы, весь уклад жизни, вся культура
которых определялась земледельческим трудом и скотоводством.
Характерно, что кости диких животных в Кала'ат-Ярмо
составляют всего 5%, остальные 95 % принадлежат домашним животным: козе,
свинье, овце. Остатки культурных растений представлены в находках из Кала'ат-Ярмо
отпечатками зёрен в глине, из которой делались стены жилища и основания
очагов. Найдены также обугленные зёрна. Судя по ним, жители Кала'ат-Ярмо
сеяли двурядный ячмень и пшеницу двух видов — однозернянку и двузернянку.
Хлеб жали серпами с лезвиями из острых кремнёвых пластин.
Земледельческое хозяйство определило новый, иной, чем
прежде, характер поселения. Теперь это был уже не охотничий лагерь и не
сезонное стойбище, а настоящая, правильно построенная по единому плану
деревня, в которой проживала одна родовая община. Обитатели Кала'ат-Ярмо
строили дома правильной прямоугольной формы, со стенами из плотно сбитой
глины или, может быть, кирпича-сырца, иногда с фундаментом из камней. Внутри
домов, в самой их середине, помещались небольшие овальные печи. Все эти дома
располагались близко друг от друга, подобно клеткам одного большого организма
— родовой общины, основанной на общем труде и материнском строе.
Перемены в реальной жизни нашли своё закономерное отражение
и в религиозных верованиях жителей поселения Кала'ат-Ярмо. В центре их
верований находился культ плодородия земли и женского производящего начала.
Об этом говорят статуэтки сидящих женщин, изображающие богиню-мать. С культом
богини-матери был, вероятно, неразрывно связан и всюду сопровождающий его в
позднейшие времена культ мужского божества растительности. В этих верованиях
и культах имелось, конечно, много элементов, унаследованных от предшествующих
этапов развития религии. Образ женского божества имел свои истоки в
палеолитическом культе матерей-прародительниц, земледельческие обряды культа
плодородия растений выросли из охотничьих обрядов размножения зверей. Но в
целом это были уже новые религиозные представления, характерные для древних
земледельцев.
|