Всемирная История. Том 1
Развитие первобытно-общинного строя. Поздний
древнекаменный век
Искусство и верования
Условия
возникновения первобытных верований
Таким образом, можно сделать общий вывод, что в верхнем
палеолите, т. е. не ранее 50—40 тыс. лет назад, складываются первобытные
религиозные верования.
Археологические данные, рисующие эти верования людей
древнекаменного века, наглядно подтверждают высказанное классиками марксизма
положение о том, что религия родилась на почве слабости древнейших людей, их
бессилия в борьбе с природой.
Факты, изученные современной наукой, показывают, что
религия «возникла в самые первобытные времена из самых невежественных,
темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей
их внешней природе»
Религиозные верования были порождены бессилием человека
перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества и его
производительных сил. Из-за ограниченности трудового опыта, в силу своей
зависимости от грозных сил природы, первобытный человек не мог возвыситься до
правильных представлений об окружающем мире и о самом себе. «Уже верное
отражение природы — дело трудное, продукт длительной истории опыта. Силы
природы представляются первобытному человеку чем-то чуждым, таинственным,
подавляющим. На известной ступени, через которую проходят все культурные
народы, он осваивается с ними путем олицетворения. Именно это стремление к
олицетворению создало повсюду богов...»
Ещё в конце мустьерского времени мы видели какие-то
неопределённые и слабые зачатки тех ложных фантастических представлений о
человеке и об окружающей его действительности, которые лежат в основе каждой
религии. Но только в верхнем палеолите наряду с творческой фантазией
развивается и пустоцвет религиозной фантастики.
В труде и в общественной жизни сознание человека
развивалось и крепло, росла обобщающая сила человеческого ума, проявлялась
его способность к воображению, к фантазии, без которой невозможно и
творчество. Но бессилие, неизбежно сочетавшееся с невежеством, постоянно
подталкивало мысль человека к отрыву от жизни, к отлёту его фантазии от
действительности, к созданию таких представлений, согласно которым образы,
порождённые человеческой фантазией, не только существуют в действительности, но
и управляют ею, «душа» подчиняет себе тело, «духи», сверхъестественные
существа — животные или люди — господствуют в природе. Эти извращённые
представления мешали человеку в его деятельности, подменяли и заслоняли жизнь
иллюзиями, закрепляли его бессилие.
|