Всемирная История. Том 1
Развитие первобытно-общинного строя. Поздний
древнекаменный век
Искусство и верования
Женские статуэтки
Женские статуэтки являются вместе с тем, невидимому,
свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних
общин с материнским родом. Культ этот хорошо известен по верованиям различных
племён, в том числе не только земледельческих, но и чисто охотничьих, таких,
как алеуты и эскимосы XVII—XVIII вв. н. э., образ жизни которых,
обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством,
обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом верхнепалеолитических
охотников приледниковых областей Европы и Азии.
Культура этих алеутских и эскимосских племён в общем своём
развитии ушла, конечно, далеко вперёд но сравнению с культурой верхнего
палеолита, но том интереснее, что в их религиозных верованиях сохранилось
много такого, что помогает понять те представления, которые вызвали к жизни
женские палеолитические статуэтки.
Замечательно поэтому, что в остатках древних эскимосских
поселений повсюду находят женские фигурки, вырезанные из дерева и кости, в
том числе такие, которые поражают своим сходством с лучшими палеолитическими
изображениями женщин. На острове Пунук обнаружена была, например, статуэтка
из бивня моржа. Как и палеолитические фигурки, она реалистически передаёт
облик обнажённой пожилой женщины. Подобные фигурки женщин имелись у эскимосов
и в последующее время — вплоть до XIX—XX вв.
Этнографы установили, что человеческие фигурки у эскимосов
изображают не что иное, как конкретных людей, находившихся в длительном
отсутствии. Этим фигуркам приписывали все свойства и способности человека.
Подобные изображения изготовлялись и в случае смерти человека. Чтобы вселить в
них душу умершего, в фигурке иногда делалось углубление, куда и вкладывали
его волосы, являвшиеся, по представлениям эскимосов, вместилищем души. Такими
изображениями умерших являлись иногда и те настоящие куклы, которыми играли
эскимосские девочки. Куклы эти назывались именами умерших, души которых
хотели почтить или удержать в семье; по воззрениям эскимосов, душа человека,
представлявшаяся отделимым от тела существом, и его имя находились в
неразрывной связи, составляя одно целое. Кукла оказывалась, таким образом,
вместилищем души и представителем покойного среди живых сородичей.
Неудивительно поэтому, что куклы были не только игрушками, но имели в то же
самое время и значение амулетов, переходивших от матери к дочери, как залог
плодовитости. Душа покойного сородича, согласно этим понятиям заключённая в
кукле, переходила в тело женщины и возрождалась затем к новой жизни. Она
считалась, таким образом, одновременно душой умершего родственника и душой
будущего ребёнка.
Можно предположить, что палеолитические изображения женщин
могли иметь в глазах людей того времени примерно такой же смысл и значение,
что они тоже были изображениями умерших женщин, служили своеобразными
амулетами для продолжения рода.
|