Всемирная История. Том 1
Развитие первобытно-общинного строя. Поздний
древнекаменный век
Искусство и верования
Первобытные
религиозные представления
Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии
сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о
верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых
возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует
отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.
Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства
обусловлено было значением охоты, как главного источника существования
древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в
их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании
первобытного человека и в первобытной религии.
Перенося на мир животных отношения, характерные для
первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными
союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир
как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины.
Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного
рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и
связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем,
вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских
индейских племён — алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди,
согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они
этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по
собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и
выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая»
таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.
Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя
могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах,
возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно
свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, содержанием
которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов,
быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом
месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным
источником пищи: копытные.
Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и
условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков
определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных
также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности
земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа,
например в Нио (Франция)— на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на
таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и
сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные
хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в
тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже
переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.
Особенно выразительны находки в глубине пещеры Монтеспан
(Франция) лепных фигур животных, в том числе медведя, вокруг которых на глинистом
полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног.
Голова у изображения медведя отсутствовала, на её месте находилось лишь
довольно глубокое отверстие, а между лапами лежал череп медвежонка, должно
быть прикреплённый прежде к глиняной фигуре посредством деревянного стержня,
вставленного в отверстие. Поразительно сходная картина открылась и перед
исследователями, впервые проникшими в глубину пещеры Тюк д ' 0дюбер (Франция)
в 1912 г. В ней оказались две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг
них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами
одних только пяток. Это были, должно быть, следы первобытных охотников,
исполнявших какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить
и околдовать живых, настоящих бизонов, сделать их лёгкой добычей на охоте.
Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами
и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки.
Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери,
покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти
льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки,
которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые
исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени. В пещере Ляско
изображены фигурки зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с
животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей
и сетей.
О специфическом назначении пещерных рисунков
свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их
многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, по-видимому,
не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда.
Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга
рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных
линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной
краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки
делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.
С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере
связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их
значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних
охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими
зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать»
животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается
этнографическими аналогиями.
|