Всемирная История. Том 1
Развитие первобытно-общинного строя. Поздний
древнекаменный век
Верхний палеолит приледниковой области в Европе
Поселения и образ
жизни
Самую яркую и вместе с тем неожиданную, с точки зрении
старых представлений о палеолитическом человеке, характеристику его жизни
дают поселения. Исключительно важное значение в деле изучения жизни
верхнепалеолитического человека имеет при этом методика раскопок его
поселений, разработанная советскими археологами, поставившими целью выяснение
тех сторон жизни людей ледникового времени, которые оставались меньше всего
выявленными и наиболее тёмными, — их образа жизни, домостроительства и
общественного уклада.
Новая методика раскопок, имевшая целью раскрыть облик
поселений и жилищ древних охотников, строилась на ином, чем прежде, отношении
исследователей к раскопкам культурного слоя. Если раньше в таком слое видели
беспорядочное нагромождение «кухонных отбросов» и соответственно раскапывали
его, то теперь было установлено, что под видимой беспорядочностью и случайным
характером отвалов скрывается определённая, нередко весьма стройная, картина
исчезнувших древних жилищ и целых посёлков, с характерной для них сложной
жизнью, со своеобразным внутренним распорядком.
Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд
на жизнь верхнепалеолитических обитателей не только Русской равнины, но и
всей Европы. В людях верхнего палеолита раньше видели бродячих жалких
дикарей, непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более
или менее прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их
жизни и их общественный строй.
Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд
на жизнь верхнепалеолитических обитателей не только Русской равнины, но и
всей Европы. В людях верхнего палеолита раньше видели бродячих жалких
дикарей, непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более
или менее прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их
жизни и их общественный строй.
Особенно богатый материал для характеристики поселений
палеолитического человека был обнаружен при раскопках в селе Костёнках, на
Дону, вблизи Воронежа. Костёнки издавна славились обилием ископаемых костей
животных, отчего село получило и своё название. Костями гигантских животных
из этих мест заинтересовался в своё время Пётр I. Но полностью значение костёнковских
памятников палеолита для истории древнейшего населения Европы раскрылось
только после 1917 г.
В первые же годы Советской власти здесь были обнаружены
новые замечательные памятники палеолитического периода, показавшие, что этот
район является единственным по богатству средоточием выдающихся памятников
верхнепалеолитического времени в Восточной Европе. Исследования Академии наук
СССР показали, что здесь находился ряд лагерей охотников, на месте которых и
были найдены следы палеолитических кострищ, а также многочисленные изделия
того же времени из кремня.
Совершенно исключительная по выразительности и масштабам
картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась, например, в одном из
многочисленных костёнковских поселений — в Костёнках I. Изучая это место,
археологи выяснили, что кострища, кости животных и обработанные рукой
человека кремни заполняли здесь основание древнего жилища, за пределами
которого находки встречались лишь изредка.
Древнее жилище, вскрытое в Костёнках I раскопками 1931—1936
гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина — 15—16 м.
Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких
больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В
центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные,
с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый.
Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся
костей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед
тем, как оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они
оставили также и неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта,
находившихся вблизи очагов.
Один из очагов служил при этом не для отопления, а для
совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая
таким образом минеральную краску — кровавик. Эта краска употреблялась
жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший
углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных
оттенков.
Обнаружилась и другая характерная черта внутреннего устройства
большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в стороне от них
были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю.
Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они служили
своего рода «верстаками» для древних мастеров.
Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными
помещениями— землянками, расположенными по её контуру в виде кольца. Две из
них выделялись среди других своими более крупными размерами и были
расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На
полу обеих землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша
землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая
землянка находилась в противоположном, дальнем, конце жилой площадки и,
очевидно, служила складочным помещением для частей туши мамонта.
Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные
ямки — хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были
скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя,
пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным
образом песца. Кроме того, в ряде случаев обнаружены были отборные кремнёвые
пластины, лежавшие по нескольку штук вместе, крупные наконечники отличного
качества, повидимому, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях.
Учитывая всё это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу
жилища вообще оказались преимущественно малозначительные вещи, один из
исследователей костёнковских стоянок — П. П. Ефименко полагает, что большое
жилище Костёнок было брошено «при чрезвычайных обстоятельствах». По его
мнению, жители покинули свой дом, захватив все наиболее ценные вещи. Они
оставили на месте только то, что было заранее спрятано, в том числе
статуэтки. Враги, обнаружив статуэтки женщин, разбили их, чтобы тем самым
уничтожить родовых «покровителей» костёнковской общины и нанести ей ещё
больший ущерб.
Раскопки в Костёнках вскрыли, таким образом, картину
домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни
людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени
устроенном, сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем
стройная картина древнего поселения наглядно показывает, что в жизни его
обитателей существовал определённый внутренний распорядок, который строился
на унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго
определённых необходимостью и обычаем правилах поведения её членов. В основе
этих традиций лежал непрерывно нараставший в ходе тысячелетий опыт
коллективной трудовой деятельности. Вся жизнь палеолитической общины основана
была на совместном труде её членов, на их общей борьбе с природой.
Среди палеолитических статуэток преобладают, однако,
изображения не одетых, а обнажённых женских фигур. Самое большее, что у них
имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бёдрах или что-то
вроде широкого треугольного хвоста, опускающегося сзади, как это видно на
известной статуэтке из Леспюг (Франция). Иногда видна как будто татуировка.
Большое внимание уделялось женщинами причёске, порой весьма сложной и пышной.
Волосы то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами.
Иной раз они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.
Внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего
жилища люди палеолитического времени, очевидно, пребывали обнажёнными или
полуобнажёнными. Только вне жилья они появлялись в одежде из шкур и меховом
капюшоне. В таком виде они и представлены в произведениях палеолитических
скульпторов — в меховой одежде или нагими с одним только пояском на теле.
Палеолитические статуэтки интересны не только тем, что они
правдиво передают облик людей верхнего палеолита, но и тем, что ими
представлено искусство ледникового времени.
|