В поисках "Ноева
ковчега"
Известно, что поиски библейской святыни - Ноева ковчега,
начались, по крайней мере, за 500 лет до рождения Христа.
Активно велись они в прошлом веке, не менее активно ведутся и
сегодня. Но, несмотря на это, до сих пор так до конца и не ясно,
что таится на
горе Арарат, где, по преданию, и находится ковчег? И если там действительно
скрыта какая-то историческая реликвия, то о чем идет речь?
Из Священного Писания известно, пишет
протоиерей Ляшевский в книге "Опыт согласования
научных данных с Библией", что Бог отверг
допотопное человечество и избрал праведного Ноя
быть отцом новой расы. Господь поручил ему
построить ковчег для спасения его семьи и всех
домашних животных, как чистых (то есть годных в
пищу), так и нечистых (о том, что это за звери, речь
пойдет далее). Размеры Ноева ковчега указаны в
Библии точно: 300 локтей длины, 50 локтей ширины и 30
локтей высоты. Локоть равнялся приблизительно
половине метра, следовательно, размеры ковчега:
150х25х15.
Иезуит А.Кирхер, живший в XVII веке, отдал
много времени реконструкции вида этого
чудесного судна и подсчитал, сколько животных
могло бы поместиться в ковчеге. Он "обосновал
теоретически", что ковчег имел три палубы; на
каждой было 300 мест, притом некоторые из них
являлись такими большими, что могли приютить
слонов. Самую верхнюю часть судна занимали Ной и
его семейство, а также птицы, в средней части
хранились запасы пищи, а в самой нижней
размещались животные. Кирхер составил и список
всех известных ему животных за исключением рыб
(которые и без ковчега могли пережить всемирный
потоп). В список этот вошли около 130 видов
млекопитающих, 150 птиц и 30 змей.
В этом вопросе с ним категорически не
согласен протоиерей Ляшевский. В Библии сказано:
"Войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя,
и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег
(из всякого скота и из всех гадов, и из всех
животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они
остались с тобою в живых; мужеского пола и
женского пусть они будут. Из (всех) птиц по роду
их, и из (всех) скотов по роду их". "Ты же возьми
себе всякой пищи... и будет она для тебя и для них
пищею" (Быт. 6, 19-21, Быт. 7, 2-3).
Скота чистого "по семь пар" и скота
нечистого "по две пары" (Быт. 7, 2-3).
Почему же возникает такая разница в
определении обитателей ковчега? Ною и его семье
нужны были чистые животные для их разведения
после потопа. Домашними животными считались
тогда коровы и овцы.
Из нечистых животных для перевозки
тяжестей необходимы были верблюды и ослы. Не
забудем также о собаках и кошках. Да еще птицах
-
чистых и нечистых: голубе, вороне и других. Вот и
все население ковчега.
Конечно, не могло быть и речи о тех
животных, о которых стали впоследствии писать в
детских книгах: львах, тиграх, слонах, жирафах,
носорогах и вообще о бесчисленных зверях,
которые в той местности даже и не водились.
Когда воды сошли и появилась
возможность спуститься с гор, семья Ноя
возвратилась на родину. Вся, кроме его жены, чьи
останки, по преданию, покоятся где-то в
окрестностях древней столицы Армении
Нахичевани, что в переводе буквально
означает "стоянка Ноя". Вот когда Ною
понадобились те нечистые животные, которых Бог
повелел ему взять с собой в ковчег по две пары: 4
верблюда, 4 осла, может быть, 4 лошади, в добавление
к которым 7 волов тащили имущество Ноя через
гористую местность до судоходной части
какой-нибудь реки, где Ной мог построить плоты и
большие лодки и на них возвратиться в родные
места.
Место легендарной стоянки
Первые сведения о поисках Ноева
ковчега сообщает языческий жрец Веров в 475 году
до Рождества Христова. Он сообщает о том, что
многие люди в его время и раньше достигали
вершины Арарата и видели там Ноев ковчег, даже
брали частицы его как реликвии. О легендарном
судне писали вавилонские и греческие историки,
указывая, что в курдских горах Армении лежит
"древний ковчег" и с него "люди отдирают смолу,
чтобы использовать ее как противоядие или
амулет".
Античные и средневековые авторы
утверждали, что ковчег находится на территории
нынешней восточной Турции. Марко Поло писал, что
он - "на высокой горе". Гильом Робрук, бывший в XIII
веке послом у монгольского хана, добавляет, что
речь идет о горе Арарат.
Казалось бы, чего проще: отправиться в
указанные места, чтобы отыскать ковчег. Однако
символ библейской истории по каким-то
таинственным причинам не дается в руки людям.
В 1840 году константинопольский журнал
сообщил об обнаружении Ноева ковчега. Турецкая
экспедиция, которая была снаряжена для исследования
снежных обвалов на Арарате, обнаружила торчащий
из ледника гигантский каркас из дерева, почти
черного. Проникнув внутрь ковчега, члены
экспедиции констатировали, что он был устроен
для перевозки скота. Внутренность судна была
разделена на отделения по 15 футов высотой. Турки
могли войти только в три из этих отделений, так
как другие были заполнены льдом.
В 1893 году архидиакон Несторианской
церкви Нурри после похода на Арарат объявил
официально, что он видел остатки ковчега:
"...передняя и задняя части корабля достижимы, а
средняя часть остается подо льдом". Ковчег
сделан из толстых досок темно-коричневого цвета.
Обмерив его, Нурри нашел точное подтверждение
описанию размеров реликвии в Библии. Спустя
некоторое время архидиакон создал общество для
финансирования второй экспедиции, и ему удалось
собрать необходимые деньги, однако затеянное
предприятие провалилось: акционеры уклонились
от участия в нем, так как турецкое правительство
отказалось дать разрешение на вывоз ковчега из
страны.
Пропавшие документы
"Эта история произошла в 1917 году (по
другим данным - в 1916 году)... Мы - группа русских
авиаторов - базировались на временном аэродроме
примерно в 25 милях к северо-западу от горы
Арарат", - пишет летчик царской авиации
В.Росковицкий.
Во время испытательного полета вокруг
заснеженного купола Арарата, сделав плавный
длинный спуск к южному склону, Росковицкий
увидел озеро.
"Мы сделали еще круг и вернулись еще
раз взглянуть на него. Внезапно мой напарник
что-то закричал, возбужденно показывая туда, где
озеро переливалось через край. Я взглянул и чуть
не упал в обморок... Мы видели короткие и толстые
мачты, но верхняя часть была скручена, и только
плоский выступ в пять дюймов высотой проходил
вдоль корпуса. Как будто проектировщик ожидал,
что через верхнюю палубу будут почти все время
перекатываться волны, и сделал свое судно так,
чтобы оно бултыхалось в море как бревно, а
короткие мачты с парусами лишь помогали держать
его против волны. Мы снизились насколько
возможно и сделали несколько кругов над озером.
Когда мы приблизились, нас удивили размеры судна:
длиной оно было с городской квартал... Оно лежало
на берегу, а его кормовая часть (примерно на
четверть общей длины) уходила в воду... Судно было
частично разобрано спереди (и с кормы) и имело
огромный дверной проем - около 20 квадратных
футов... даже сейчас корабли редко имеют дверь
даже вполовину такой".
Командир отряда послал рапорт о
находке царю, и Николай II отправил 150 солдат с
приказанием добраться до таинственного судна,
что и было сделано. Экспедиция выполнила
подробные измерения, чертежи, отсняла множество
фотографий. Оказалось, что внутри ковчег был
разделен на сотни маленьких помещений и
несколько больших, с высокими потолками. В
последних обычно встречалась ограда из толстых
столбов - до двух футов толщиной, как будто они
предназначались для того, чтобы удерживать
зверей в десять раз больше слонов. В малых
помещениях было обнаружено множество клеток. Все
было расписано похожими на воск красками.
Уровень мастерства неизвестных художников
свидетельствовал о высоком развитии людей,
соорудивших гигантский корабль.
Необходимо заметить, что построено
судно было из олеандра, древесина которого и в
обычных условиях не гниет, а здесь, на вершине
Арарата, в зоне вечных снегов и льдов, она
практически все время оставалась промороженной,
и потому прекрасно сохранилась.
На горе выше корабля экспедиция
обнаружила полусгоревшие бревна, которых не
хватало в одном из бортов. Создавалось
впечатление, что эти бревна подняли на вершину
горы, чтобы построить из них небольшое жилище. В
нем находился очаг из необработанных камней.
Вскоре после того как результаты
экспедиции были представлены правительству, в
России грянула революция. Позднее ни один
документ, карта, снимок не были найдены.
По-видимому, все погибло в
Петрограде в те бурные годы. А
территория Большого Арарата, к тому же, была
захвачена турецкими войсками.
И лишь недавно об этой экспедиции
вспомнили вновь. В журнал "Наука и религия" (1994, №
7) написала внучка солдата - участника того
похода. Вот что говорилось в письме: "Мне
представлялось современное судно, но
дедушка
рисовал снова и снова и терпеливо повторял, что
он (ковчег. - В.П.) "похож на огромный коробок с
отверстиями вверху для вентиляции". Ее дед
рассказывал и о росписях внутри, и о том, что
судно построено из олеандра. К сожалению,
ничего более читательница журнала сообщить не
смогла.
Если верить публикациям, в годы Второй
мировой войны увидеть судно в ледяных оковах
довелось еще двум советским летчикам. Один из них
позже эмигрировал в США и представил заснятый
объект спецслужбам.
Исследователи штурмуют Арарат
Летом 1949 года "к ковчегу" вновь
отправились сразу две группы исследователей.
Первая, четверо миссионеров во главе с
американцем доктором Смитом, наблюдала на
вершине лишь какое-то странное видение ("Монд",
24.09.1949). Зато вторая - французская - сообщила,
что "видела Ноев ковчег... но не на горе Арарат", а
на соседней вершине Джубель-Джуди, юго-восточнее
Севана ("Франс-Суар", 31.08.1949).
Правда, согласно местным легендам,
вблизи этого места часто наблюдались видения в
виде корабля-призрака, покрытого слоем грязи. Там
же два турецких журналиста впоследствии якобы
видели судно (или призрак его?) размером 500х80х50
футов (165х25х15 метров) с костями морских животных,
а рядом могилу Ноя. Зато через три года еще одна
экспедиция (Рикера) не обнаружила ничего
подобного.
Летом 1953-го американский нефтяник
Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в
том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть
весьма четких фотографий большого корабля,
наполовину ушедшего в горные породы. Грину
впоследствии не удалось снарядить экспедицию к
этому месту, а когда спустя девять лет он умер,
исчезли все оригиналы его снимков. Зато в печати
появились фотографии с ясно различимыми
очертаниями судна, сделанные из космоса! ("Дейли
телеграф", 13.09.1965).
В 1955 году испанскому исследователю
Фернану Наварре удается отыскать среди льда
древний корабль и извлечь из-подо льда Г-образный
брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он
совершил новое восхождение на Арарат и привез
еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод
позволил определить возраст дерева в 1400 лет,
однако в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000
лет! (Ф.Наварра "Ноев ковчег: я его трогал").
Вслед за испанцем на поиски ковчега
отправляется Джон Либи из Сан-Франциско,
незадолго до этого видевший точное расположение
ковчега во сне, и... ничего не находит. 70-летний
"Бедняга Либи", как окрестили его журналисты,
совершил за три года семь безуспешных
восхождений. Но чемпионом среди "ковчегоманов"
по праву является Эрил Каммингс, который с 1961
года совершил 31 восхождение!
Одним из последних совершил пять
восхождений на Арарат Том Кротсер. Возвратясь со
своим трофеем-доской, он воскликнул перед
представителями прессы: "Да там этого дерева 70
тысяч тонн, клянусь своей головой!" И вновь
радиоуглеродный анализ определил возраст дерева
в 4000-5000 лет ("Сан-Франциско экзаминер", 29.06.1974).
История всех экспедиций (официальных,
по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно
тогда турецкое правительство, разместив на
Арарате посты наблюдения за линией границы,
закрыло этот район для любых посещений.
Так единодушно заканчивают "дело" о
Ноевом ковчеге и российский исследователь
паранормального В.Чернобров, и протоиерей
Ляшевский. Однако Е.Лазарев в статье "Искатели
ковчега" ("Наука и религия", 1994, № 10) пишет иное:
"С начала 70-х годов организуются
экспедиции к горе Арарат; с середины 80-х они
становятся почти ежегодными. С 1984 года в них
принимает участие Р.Брайт, американец, автор
книги "Ковчег - реальность".
Известно, что в 1993 году на Арарате
побывал некий Альфред Дженни. Значит, турецкие
кордоны не так уж непроходимы. А может быть,
поиски и изучение ковчега отводит рука
Всевышнего? Джеймс Ирвин - член экипажа
"Аполлон-15", возглавивший экспедицию 1984 года,
заметил по этому поводу: "Важно понять, желает ли
Бог, чтобы ковчег был вновь открыт. Если Он
сохранял его все эти годы, для этого должна быть
очень серьезная причина..."
Виктор ПОТАПОВ
|