«Энциклопедия Смерти. Хроники
Харона»
Часть 2: Словарь избранных
Смертей
Умение хорошо жить и хорошо
умереть — это одна и та же наука.
Эпикур
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
(1756-1791) - австрийский композитор
Обстоятельства
его смерти были таковы, что немедленно породили версию об отравлении. Моцарт
умер 5 декабря, а уже 31 декабря "Берлинский музыкальный
еженедельник" писал: "Поскольку после смерти тело его вздулось,
полагают даже, что он был отравлен".
Жена
Моцарта Констанца рассказывала своему второму мужу Ниссену, что Моцарт дважды
говорил ей о своей скорой смерти, поскольку ему дали яд. Современный
исследователь англичанин Фрэнсис Карр, написавший о "деле Моцарта"
целую книгу, полагает, что это был яд Aqua Togana – смесь из бледно-серого
мышьяка, окиси свинца и серебристой сурьмы. В XVIII веке подобный яд считался
необнаружимым; его действие проявлялось лишь спустя несколько месяцев после
попадания в организм.
В том,
что Моцарт был отравлен, сходятся почти все исследователи. Относительно же
отравителя существуют три кандидатуры: первая и "классическая" -
композитор Антонио Сальери, который якобы из зависти подсыпал Моцарту яд;
вторая кандидатура – ближайший ученик Моцарта Зюссмайер, любовник Констанцы,
и третья – юрист Франц Хофдемель. Долгие десятилетия, даже века, общественное
мнение считало убийцей Сальери. Приведу вкратце аргументы "за" и
"против" этой версии.
1.
Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том,
что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой
горло. В так называемых "разговорных тетрадях" глухого Бетховена
неоднократно упоминается об этом признании. В частности, в ноябрьской записи
1823 года публицист Иоганн Шикх сообщает Бетховену: "Сальери перерезал
себе горло, но еще жив" и далее: "Можно поставить сто против
одного, что признания Сальери соответствуют действительности! То, как умирал
Моцарт, подтверждает эти признания". В другой записи, принадлежащей музыканту
Антону Шидлеру, говорится: "Сальери опять очень плохо. Он в полном
расстройстве. Он беспрерывно твердит, что виновен в смерти Моцарта. Это
правда, ибо он хочет поведать ее на исповеди…"
Однако
признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По
мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду.
Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание?
Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним
лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии
рассудка композитора. Наконец, если Сальери отравил Моцарта, то почему для
себя он избрал другой, более болезненный путь ухода из жизни? Принять яд было
бы логичнее и проще.
2.
Историк музыки Гвидо Адлер заявил, что ему удалось найти запись исповеди
Сальери с признанием об отравлении Моцарта. Однако впоследствии никто этой
записи не видел, не говоря уже о том, что существует такая вещь как тайна
исповеди, обязательная для каждого католического священника.
3.
Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по
"третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками;
при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых
композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было
отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На
эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально
возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если
таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина
того, что участники похоронной процессии (барон ван Свитен, Сальери, Зюсмайер,
композитор Альбрехтсбергер) повернули с половины пути, возможно, заключается
в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения.
Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после
похорон.
На
сегодняшний день весьма серьезный обвинительный материал собран против Франца
Хофдемеля. Его жена-пианистка, 23-летняя красавица Магдалена, была любимой
ученицей и, вероятнее всего, любовницей Моцарта (есть целый ряд доказательств
этого). Когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж
набросился на нее с бритвой в руке, нанес раны на шее, лице, груди, руках, и
только крики Магдалены и ее годовалого ребенка спасли ей жизнь. Услышав шум,
прибежали соседи Хофдемелей. Тем временем Франц заперся у себя в спальне и
перерезал себе бритвой горло. (В отличие от Сальери, он сделал это не после
долгих размышлений, а в состоянии аффекта, к тому же и бритва была у него в
руках.) После самоубийства мужа Магдалена получила разрешение похоронить его,
как нормального усопшего, в отдельной могиле, тогда как самоубийц всегда
хоронили в общей могиле, и не в гробу, а в зашитой коровьей шкуре. Такое
разрешение означает: власти (и, самое главное, австрийский император) были
убеждены, что в гибели Хофдемеля виноваты Магдалена и Моцарт.
С
годами споры вокруг смерти Моцарта не утихают. Масло в огонь подливают новые
версии и сообщения об архивных и археологических находках.
В конце
1980-х годов в мировой прессе промелькнула заметка о том, что якобы найден
череп Моцарта и что он может быть подвергнут экспертизе с целью обнаружения в
нем следов отравляющих веществ. Однако новых сообщений не последовало. Зато
английский фармацевт Джеймс из лондонского королевского госпиталя в 1991 году
выдвинул предположение, что причина смерти композитора - лекарства. Известно,
что Моцарта мучили малярийная лихорадка и болезнь, называвшаяся в те времена
"меланхолией" (то бишь депрессия). В качестве лекарств против них
употребляли сурьму и ртуть-то есть именно те вещества, которые с успехом
применялись и в качестве ядов. Побочный эффект действия сурьмы - болезнь,
похожая на пневмонию, которая может быть смертельной. По мнению Джеймса, в
могилу Моцарта свела именно пневмония, вызванная действием сурьмы. Впрочем,
есть соблазн пойти еще дальше - и заявить, что Моцарт умер... от СПИДа,
поскольку смерть от пневмонии - характерный признак заболевания СПИДом.
Думаю, что найдутся сторонники и у этой версии. Дарю ее им.
|