«Энциклопедия Смерти. Хроники
Харона»
Часть 2: Словарь избранных
Смертей
Умение хорошо жить и хорошо
умереть — это одна и та же наука.
Эпикур
ИВАН IV (Грозный)
(1530-1584) русский царь
Иван
Грозный отличался необычайной жестокостью: достаточно сказать, что он
собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер. Грозный был
неистощимым в выдумках, как казнить подданных,- одних (например,
новгородского архиепископа Леонида) по его приказу зашивали в медвежью шкуру
и бросали на растерзание собакам, с других живьем снимали кожу и так далее.
Но и самому царю судьба уготовила мучительную смерть.
"...Организм
царя был не по годам изношен,- пишет историк.- Повлияло на это состояние
многое. Маниакальная подозрительность, постоянный страх за свою жизнь,
уверенность в злодейских кознях собственных придворных... Все это расшатывает
нервы и не укрепляет здоровье. К тому же царь Иван был развратником. По
словам Горсея, лично знавшего царя, тот "хвастал тем, что растлил тысячу
дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни..." К тому же весь
образ жизни царя Ивана был нездоров: постоянные ночные оргии,
сопровождавшиеся объедением и неумеренным пьянством, не могли не
спровоцировать разнообразные хвори".
По
свидетельству антрополога Михаила Герасимова, обследовавшего скелет Ивана
Грозного, у царя в последние годы жизни на позвоночнике развились мощные
соляные отложения (остеофиты), которые причиняли ему страшные боли при каждом
движении. Перед смертью Грозный выглядел дряхлым стариком, хотя ему было
только 53 года. В последний год он уже не мог сам ходить - его носили. Ряд
современников Грозного считает, что царя отравили. Дьяк Иван Тимофеев
обвиняет в этом Бориса Годунова (ставшего царем после Грозного) и Богдана
Бельевого. Голландец Исаак Масса утверждает, что Бельский подсыпал яд в лекарство,
которое он давал царю.
Вот как
описывает смерть Грозного историк Н. Костомаров: "В начале 1584 года
открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил
отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по
монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам ведено молиться за
больного царя, и в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и
знахарок. Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как
говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал кормить
нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней
необузданности... Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что
это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он то собирался
умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось
волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.
Наступило
17 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и
мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь
чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был
широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог
поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик;
кто бежал за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством.
Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и
наскоро совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая Иоанна Ионою. Но царь
уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался,
толпа бросилась в Кремль. Борис [Годунов] приказал затворить, ворота.
На
третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению в
Архангельском соборе, рядом с могилою убитого им сына".
|