«Энциклопедия Смерти. Хроники
Харона»
Часть 2: Словарь избранных
Смертей
Умение хорошо жить и хорошо
умереть — это одна и та же наука.
Эпикур
ГАПОН Георгий Александрович
(1870-1906) священник и одновременно
полицейский агент,
создатель лояльных правительству
рабочих организаций
Гапон
Георгий Александрович - деятель революционного периода 1904 - 05 годов.
Родился около 1870 г.; происходил из малороссийских казаков; по окончании
полтавской духовной семинарии некоторое время служил земским статистиком в
полтавской губернии, затем был там же священником. Поступил в Петербургскую
духовную академию, которую окончил в 1903 г. Еще во время пребывания в
духовной академии началась его двойственная служба: с одной стороны,
революционному рабочему движению, с другой стороны - охранному отделению и департаменту
полиции.
Он
сблизился с начальником московского охранного отделения Зубатовым, с Рачковским
и другими чиновниками департамента полиции и благодаря этим связям мог
сравнительно свободно принимать участие в жизни рабочего класса Петербурга, в
качестве его организатора и агитатора. В 1903 г. он получил место священника
в санкт-петербургской пересыльной тюрьме и, с разрешения администрации,
основал "Общество русских фабричных и заводских рабочих",
состоявшее в Петербурге из 11 отделов, в которых насчитывались тысячи членов.
Эти отделы собирались для обсуждения своих дел, имели кассу; их организация
являлась посредницей между рабочими и фабрикантами, а также и властями города
Петербурга, которые считали Гапона своим человеком.
Гапону
в начале удалось приобрести огромную популярность среди рабочих. Он в то
время пропагандировал идею, что монархия нисколько не противоречит
требованиям рабочего класса; он доказывал, что рабочие должны организованным
образом требовать улучшения своего положения - увеличения заработной платы,
уменьшения продолжительности рабочего дня, улучшения санитарных,
гигиенических и других условий своей работы и т. д., но не вмешиваться в
политику. Таким образом, его агитация имела характер
консервативно-демократический или, может быть, демагогический; но с конца
1904 г. ее смысл изменяется, и она делается явно революционной.
В
начале января 1905 г. увольнение нескольких рабочих Путиловского завода дало
повод гапоновскому обществу предъявить к администрации завода требование об
их обратном принятии; когда это требование не было уважено, началась
громадная стачка, охватившая до 150 000 рабочих Петербурга. В воскресный день
9 января 1905 г. Гапон организовал грандиозное шествие рабочих Петербурга из
помещений отделов его общества в различных частях города к Зимнему дворцу для
подачи петиции Государю Императору. Петиция была выработана при его участии и
заключала в себе различные далеко идущие экономические и политические
требования: восьмичасовой рабочий день, свобода слова, стачек и т. д. Толпы
рабочих с женами и детьми, неся впереди царские портреты и взятые из церкви
хоругви, с пением молитвы "Спаси, Господи, люди Твоя", двинулись к
Зимнему дворцу, но были встречены выстрелами, и значительное их число было
ранено и убито.
Гапон
успел скрыться, обратился к рабочему классу с письмом весьма революционного
содержания, которое было распространено нелегальным образом, и скрылся за
границу. Там он сблизился с революционерами различных партий, пытался играть
роль посредника между ними, но оказался совершенно неспособным разбираться в
их программах и в тактических вопросах того исторического момента. Осенью
1905 г. он тайно вернулся в Петербург, имел сношения с графом Витте, бывшим
тогда председателем совета министров, получил деньги от правительства за
убытки, которые понесло Общество вследствие его закрытия, имел опять близкие
сношения с департаментом полиции.
Когда
"Боевой организации" эсеров стало известно, что Гапон тайно
сотрудничает с полицией, постановили его казнить. Организацию убийства
поручили близкому другу Гапона эсеру Рутенбергу. Убийство решено было облечь
в форму суда над священником его товарищей - рабочих, участвовавших в
январском шествии.
28
марта (4 апреля по новому стилю) 1906 года Рутенберг заманил священника для
конфиденциального разговора на дачу в Озерках, близ Петербурга. Во время
беседы Рутенберга и Гапона рабочие прятались в соседней комнате за тонкой
дощатой перегородкой. Гапон стал уговаривать Рутенберга сотрудничать с
полицией, предлагал деньги за выдачу секретов "Боевой организации".
Услышав это, рабочие не выдержали и в гневе ворвались в комнату, где шел
разговор. В руках одного из них была толстая бельевая веревка. Увидев ее,
Гапон все понял. Обезумев от страха, он упал на колени и залепетал:
-
Братцы... братцы... во имя прошлого... простите меня...
- Мы
теперь тебе не братцы - Рачковский тебе братец,- сказал один из рабочих, а
другой добавил:
- Ты
нашу кровь продал охранке - за это нет прощения.
Рутенберг,
не в силах присутствовать при казни, убежал в другую комнату. Тем временем
Гапону заломили руки за спину и набросили веревку на шею. Гапон почти не
сопротивлялся. Он только заплакал, когда ему накидывали петлю. Верхний конец
веревки перебросили через крюк железной вешалки, и петлю затянули. Гапон
задергался, захрипел, но почти сразу обмяк. Через несколько минут все было
кончено.
Мертвого
Гапона усадили на полу, и на его тело набросили меховое пальто с бобровым
воротником.
Личность
Гапона до сих пор не может считаться вполне выясненной. Кому он хотел
служить, рабочему классу или полиции, и кого из них он хотел предавать, - на
этот вопрос даются различные ответы. Во всяком случае, он сыграл очень
большую роль в пробуждении рабочего класса, но в то же время своей
двусмысленной системой действий способствовал внесению в рабочую среду
элементов внутреннего разложения, насаждению шпионства, провокации, взаимного
недоверия. За границей вышла в свет по-английски его автобиография - "The
story of my life, by Father Gapon" (Л., 1906), которая представляет
собою перевод не с рукописи, а сделанный под его диктовку с его слов.
|