«Энциклопедия Смерти. Хроники
Харона»
Часть 2: Словарь избранных
Смертей
Умение хорошо жить и хорошо
умереть — это одна и та же наука.
Эпикур
БУДДА
буквально - Просветленный; имя, данное Сиддхартхе
Гаутаме
(623-544 до н. э. или на 60 лет
позднее) основатель буддизма
Под
конец жизни большую часть времени Будда проводил в любимых рощах. Он сильно
ослабел, но почти до самой смерти вместе с простыми монахами ходил за подаяньем.
"Тело
мое,- говорил он любимому ученику Ананде,- как обветшалая телега, лишь при
усиленной заботе о нем едва держится на ходу". К общей слабости стали
прибавляться мучительные спазмы и боли. Мы не знаем, какая болезнь унесла из
мира основателя буддизма, известно лишь, что много месяцев он жестоко
страдал. Временами, путем концентрации волевой энергии, Гаутаме удавалось
умерить боль.
Он все
чаще и чаще погружался в созерцательный транс, облегчая этим телесные
страдания. Бывали минуты, когда его посещало нечто вроде малодушия, и он
советовал Ананде молиться о продлении его жизни. Но основным его настроением
была покорность неумолимому року, который разрушает все, что создано.
Незадолго
до смерти Гаутамой, очевидно, овладело какое-то беспокойство. Он стал часто
переходить с места на место, нигде подолгу не задерживаясь. Однажды он был
принят под кровом кузнеца по имени Чунда. Хозяину нечем было угостить старца,
кроме вяленой свинины. Эта трапеза оказалась последней для Гаутамы. После
грубой пищи его стали терзать сильнейшие боли, мучила жажда, ноги
отказывались идти. Он понял, что близится переход в нирвану.
Сознавая
торжественность минуты, Будда облачился в чистые одежды, попросил постелить
на земле плащ и лег. У изголовья его сидели опечаленный кузнец и плачущий
Ананда. Умирающий утешал их. "Не говорил ли я, Ананда, что в приводе
вещей, дорогих нам и близких, заключено то, что мы должны некогда с ними
расстаться?" Он то впадал в забытье, то повторял: "Все сотворенное
погибнет". Наивного Ананду возмущало то, что Совершенный избрал для
перехода в нирвану заброшенную лесную деревушку.
Но
Будда не придавал этому значения. Его тревожила судьба ордена - его детища.
Он спрашивал собравшихся вокруг учеников, нет ли у них недоуменных вопросов,
но никто из них не захотел тревожить умирающего. В целом, несмотря ни на что,
учитель мог быть доволен их преданностью, единением и верой в него, как в
Будду. Он призывал монахов следовать его уставам. "Истинны учения и
правила, возвещенные и данные мною, - вот кто после моего ухода да будет
вашим учителем!.."
Безутешного
Ананду Будда увещевал: "Не плачь. Ты знаешь, что я говорил: рано или
поздно мы должны расстаться с тем, что нам всего дороже. Наше тело заключает
в себе силу, которая на время восстанавливает его крепость, но в нем
находятся и причины разрушения. Есть ли что-нибудь такое, что не распалось бы
на свои составные участи? И ты также освободишься от этого призрака, от этого
мира чувств, от этого закона изменения!"
Обращаясь
к другим ученикам, Будда сказал: "Когда я умру и не буду более с вами,
не думайте, что Будда покинул вас. Вы имеете мои слова, мои толкования
глубоких истин, мои законы; руководствуйтесь ими - Будда не покинул вас! Если
вы чтите мою память, любите друг друга, как вы любите меня и мое
учение!"
Согласно
одним источникам, последними словами Будды было: "Никогда не забывайте, что
то, что вызывает жизнь, есть вместе с тем причина разрушения и смерти; пусть
дух ваш проникнется этой истиной". Другие источники приводят последние
наставления Гаутамы в иной интерпретации: "МОНАХИ, ВСЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ -
ПРЕХОДЯЩЕ; ПЕКИТЕСЬ О СВОЕМ СПАСЕНИИ!.."
Размышляя
о характере смерти Будды, А. Мень пишет: "На последних часах жизни Гаутамы
лежит печать непреодолимой трагичности. Он умирает не как Сократ, верящий в
бессмертие, не как мученик, скрепляющий кровью свое учение и торжествующий
над злом, а как человек, признавший мировое зло и подчинившийся ему. Все
преходяще, все течет! Ищите в этом утешения! Вот итог...".
По
преданию, смерти Будды сопутствовали яркие природные знамения: зацвели близнечные
деревья хотя цвести им было еще не время, "сделалось страшное
землетрясение, грозное, ужасающее, и громы небес разразились"; при виде
умирающего духи небес "рвут на себе волосы... плачут, ломают руки и
рыдают горько, бросаются ниц на землю и в сокрушении мечутся, тоскуя при
мысли: "Скоро, скоро угаснет свет миру". Цветущие деревья осыпали
тело Будды лепестками. Когда же пришло время похорон, погребальный костер не
понадобился - тело загорелось само.
Смерть
была для Будды радостным и благожелательным исходом. "Я прошел через
сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его,- не раз
говорил он ученикам.- Рождение вновь и вновь горестно". Но при всем
стоицизме Гаутамы нотка печали и даже отчаяния иногда прорывалась в его
отношении к смерти: "Ни дети, ни отец, ни даже родственники не могут
быть защитой тому, кого схватила смерть,- сетовал он.- У родных не найти
защиты". Правда, сам Будда был защищен знанием о бессмертии: "Я
называю брахманом того, кто здесь, отказавшись от желания, бездомный, бродит
вокруг, в ком угасло желание существовать... Я называю брахманом того, у кого
нет желаний, кто с помощью знания освободился от сомнений и достиг погружения
в бессмертие".
Как
считают последователи Будды, он сам определял сроки своей жизни и смерти. Вот
почему, когда Будда умер, община обвинила Ананду в том, что он не уговорил
Учителя пожить на земле еще немного - хотя бы одну кальпу, то есть 4
миллиарда 320 миллионов лет.
|