«Энциклопедия Смерти. Хроники
Харона»
Часть 2: Словарь избранных
Смертей
Умение хорошо жить и хорошо
умереть — это одна и та же наука.
Эпикур
БИШОП Эрик
(1909-1958) французский путешественник
Эрик
Бишоп много раз кардинально менял курс своей жизни. Воспитанник иезуитской
школы, он нанялся юнгой на океанский корабль. Лейтенант дальнего плавания,
командир минного тральщика, он стал пилотом. Садовод в Провансе превратился в
личного консультанта китайского генерала. Капитан джонки получил должность
французского консула. И так далее, и тому подобное.
Одержимый
морскими просторами, Эрик Бишоп стал, в конце концов, профессиональным
путешественником. Еще в 30-х годах он совершил путешествие из Папаэте в Канн
вокруг Австралии и мыса Доброй Надежды на полинезийской пироге, не умея при
этом плавать! А 8 ноября 1956 года с рейда Папаэте Эрик Бишоп отправился в
свое предпоследнее плавание на плоте «Таити-Нуи» длиной 12 метров и шириной
4,2 метра. Вместе с Бишопом плыли еще четыре человека. Целью экспедиции было,
отправившись из Полинезии в Южную Америку, переплыть Тихий океан туда и
обратно; это помогло бы доказать, что полинезийская цивилизация совершенно
самобытна и что, зародившись на тихоокеанских островах, она стала затем
распространяться на восток и на запад.
Путешествие
было чрезвычайно трудным, «Таити-Нуи» почти доплыл до Южной Америки, но все
же был растерзан океанскими волнами, а экипаж подобран чилийским фрегатом.
Едва придя в себя, Бишоп замыслил вернуться назад тоже на плоту. По его
заказу в Чили построили новый плот «Таити-Нуи-II», и 13 апреля 1958 года он
вышел из Кальяо.
И снова
начались большие испытания. Плот постепенно погружался в воду, и экипаж из
пяти 200-литровых бочек из-под пресной воды и остатков рангоута с такелажем в
тяжелейших условиях построил другой плот - более маленький. 13 августа экипаж
перебрался на новый плот. Бишоп к этому времени был тяжело болен, он лежал,
почти не вставая, в жалком подобии каюты, но по-прежнему сохранял силу духа и
руководил экспедицией.
29
августа плот подошел к атоллу Ракаханга, и путешественники увидели прекрасный
остров, где их ждало спасение. Однако они не знали, что остров окружен
рифами, найти проход между которыми чрезвычайно трудно.
«Уже
темнело,- рассказывает о дальнейшем Жорж Блон,- когда плот, подгоняемый
волнами, приближался к острову, то очень медленно, то немного быстрее. Ален и
Хуанито поспешно мастерили плавучий якорь, чтобы выбросить его в последний
момент и ослабить толчок при посадке на мель. Уже совсем стемнело. Люди на
плоту зажгли электрические фонарики. Шум прибоя становился все слышнее.
В 21
час 30 минут Ален Брен закричал: «Буруны!» В свете фонарей из ночной темноты
выступила белая полоска пены. Хуанито держал руль, Брен стоял на носу, наклонясь
вперед, и показывал рукой:
- Вон
там! Видишь!
Хуанито
увидел темное пятно в полосе бурунов: проход. Плот устремился к нему. Тремя
взмахами Ален Брен выбросил плавучий якорь, спустил парус. Море бешено ревело
на подводных скалах. Соединив сплетенные руки, Жан Пелиссьер и Ганс Фишер
вдвоем держали Эрика Бишопа. На большой волне плот взлетел вверх, наклонился
под углом 45 градусов, и опрокинулся, ударившись о выступ рифа. От сильного
толчка пассажиры кувырком полетели в воду. Помятые, ушибленные, они друг за
другом выползали к берегу.
- А где
же капитан?
Эрик
Бишоп застрял между бочками и оказался под перевернутым плотом. Вытащить его
оттуда было нелегко. Люди старались изо всех сил. Наконец донесли его до
берега. Он был недвижим.
Белый
коралловый пляж с кокосовыми пальмами по краям выглядел уныло в свете луны.
Склонившись над своим капитаном, промокшие моряки до самого утра пытались
оживить его, производя искусственное дыхание. Все было напрасно. Когда плот
опрокинулся, Эрик Бишоп получил смертельный удар по голове».
|