Соперник Христа
Симон-маг
был не только современником Христа, но и опасным
его
соперником. Честолюбивый маг стремился добыть себе
всемирную
славу, добиться божественных почестей. И показывал
при
этом такие невероятные чудеса, что многие начинали верить,
будто
он сильнее Иисуса и Бога Отца.
И в
нашем столетии, знаменующем двухтысячелетний юбилей рождества Христова,
внимание
исследователей привлекает эта загадочная личность. О нем пишет в своей
всемирно
известной книге "Энциклопедическое изложение герметической
философии"
американец
Мэнли Холл, в работе "Маги" - англичанин Е.Батлер и другие.
Откуда
родом Симон-маг? Как сообщает анонимный апокриф "Деяния святых
апостолов
Петра и Павла", он - из древнего израильского города Самарии. С этим
городом
связаны годы его известности и славы. Местные жители чтили Симона почти
как
Бога - в их глазах галилеянин Иисус выглядел куда менее вероятным Мессией,
чем
он.
В
молодости Симон отправился в колыбель науки и магии - Египет. Настойчивый
юноша
сумел изучить древние языки и раздобыть редчайшие папирусы, в которых
излагались
сокровенные знания. Он внимательно проштудировал драгоценные
рукописи
и кое-чему из них сумел научиться.
Очевидно,
Симон овладел искусством массового гипноза.
Мэнли
Холл в своей энциклопедии пишет, что, вернувшись в Самарию, Симон поразил
жителей
многочисленными чудесами. Он умел без всякого вреда для себя проходить
сквозь
огонь, каменные стены или горы, ступать по раскаленным углям, как по земле.
Ни
оковы, ни тюремные решетки не могли удержать Симона, - когда нужно, он
способен
был становиться невидимым. Сам кудесник утверждал, что может спрыгнуть с
любой
горы и не разбиться. И действительно, преследовавшие его как-то люди
подтвердили,
что видели: Симон от них улетел. После его заклинаний статуи начинали
двигаться,
смеяться и танцевать. Однажды он даже заставил ползать медную змею.
Симон
демонстрировал и чудесный дар исцеления, излечивая хромых, слепых,
бесноватых.
А
однажды он даже воскресил мертвого. Покойного звали Никостратом. Несколько
человек
несли его на носилках к месту захоронения.
Симон
случайно или намеренно оказался рядом. Носильщики опустили перед ним свою
скорбную
ношу. Маг "посмотрел направо, налево, наверх, произнося какие-то слова.
Некоторые
из них он говорил громко и вслух, а другие шепотом, так, чтобы никто не
услышал.
Затем он некоторое время ждал, и ничего не происходило, умерший по-
прежнему
лежал на носилках. А потом по его слову умерший ожил и поднялся", -
пишет
Е.Батлер.
Объявив
себя, подобно Христу, сыном Бога, Симон не остановился на этом. Он
стремился
превзойти Бога Отца - творца всего сущего.
Известна
история, как волхв решил потягаться с ним в искусстве создания живых
существ
и сотворил мальчика. Сам Симон говорил об этом так: "Я сотворил душу
мальчика,
невинного и жестоко убиенного, и с помощью непроизносимых заклинаний
призвал
его помогать мне; душа эта делает все, что я ей прикажу... Я, способный силой
своей
обращать воздух в воду, воду в кровь, а кровь в плоть, создал новое
человеческое
существо,
мальчика, и творение мое более благородно, чем творение Бога. Ибо Он
сотворил
человека из земли, а я - из воздуха, что гораздо труднее, и затем я вновь
уничтожил
его, превратив в воздух, но прежде я поместил его портрет в своей
опочивальне
в доказательство и на память о проделанном мною труде".
Нелегко
объяснить чудеса Симона-мага по прошествии почти двух тысячелетий, но в
принципе
всему рассказываемому о нем можно поверить. Многие его "подвиги"
могли
бы повторить индийские йоги. По раскаленным углям и сейчас умеют ходить
болгарские
нестинарки и российские маги. А знаменитые американские иллюзионисты
Гарри
Гудини и Дэвид Копперфилд избавлялись от любых оков, выбирались из
тюремных
камер, летали по воздуху, проходили сквозь стены и т.д. Исцеление больных
можно
объяснить силой внушения.
Критически
настроенные современники считали, что волшебник из Самарии обладал
способностью
обманывать человеческий разум, то есть мастерски владел чем-то вроде
массового
гипноза. Вот что говорится в "Деяниях апостолов": "В обеденные
залы он
запускал
духов, которые были лишь видимостью и на самом деле не существовали... Он
устраивал
так, что всем какое-то время казалось, будто хромые ходят, слепые видят и
даже
мертвецы оживают и двигаются".
Вместе
с Симоном на проповедях всегда присутствовала божественно красивая
женщина
Елена. Маг говорил, что она - сама богиня Мудрость, насильно облеченная в
телесную
оболочку и вынужденная переходить из одного человеческого тела в другое.
"Когда-то
она была Еленой Троянской!" - восклицал кудесник, и все ему верили, так
как
его
спутница была воистину прекрасной. Иногда, желая показать красоту Мудрости,
Елена
представала перед собравшейся толпой совершенно обнаженной.
Скептики
ворчали: "Да мы эту Елену в городе Тире в публичном доме видали!" И
тоже
были
правы, так как Симон нашел ее именно там. Но его не смущало низкое
происхождение
"богини Мудрости". Он объяснял это кознями небесных сил, которые
заставили
дивную небожительницу терпеть всяческие унижения в человеческой
оболочке,
куда ее заключили, чтобы воспрепятствовать возвращению на небо к Богу
Отцу.
Источники
свидетельствуют, что между Симоном и Христом развернулось заочное
соперничество,
в котором успех тем не менее чаще оказывался на стороне Иисуса. Но
гордый
волхв не собирался сдаваться. И вот до него донеслась весть: Христос
подвергнут
жестокой и позорной казни в Иерусалиме. Душа Симона возликовала:
- Разве
это не доказывает, что мой соперник был самозванцем? Настоящего сына Бога
никто
не посмел бы распять на кресте, как безродного раба! Бог явил бы чудо и спас
своего
сына от поругания, а нечестивцев, посмевших поднять на него руку, испепелил
бы на
месте или превратил в камни. Но казнь состоялась. И Христос, как простой
смертный,
страдал и умер, позорно пригвожденный к дереву. Не был он ни пророком,
ни
Мессией - просто научился нескольким фокусам, да дурачил ими легковерных, а
теперь
все про него забудут. Моя же слава распространится по всему миру.
Но
Симон ошибся: на третий день произошло чудо Воскресения, и даже те, кто
раньше
сомневался
в божественности Христа, теперь в это поверили. Иисус посрамил Симона
так,
как только это было возможно.
- Иисус
восстал из мертвых? Быть такого не может! Это просто ловкий фокус, -
возмущался
Симон, бегая из угла в угол по комнате. - Ну, ничего! Я тоже должен
повторить
воскресение! Но как это сделать?
Из
хлева раздалось блеяние барана, и тут Симона осенило: "Я придам барану
свой
облик,
и пусть император прикажет обезглавить его вместо меня, а я предстану потом
перед
ним как воскресший".
Снова
были извлечены на белый свет старинные египетские свитки по магии. Долго
просидел
над ними Симон, а потом в тайне от всех принялся за колдовство. Когда были
изготовлены
и вылиты на жертвенник магические снадобья, прочитаны таинственные
заклинания,
совершены волшебные пассы руками, зрение стало обманывать Симона:
глядя
на заколдованного барана, он видел себя. Симон обрадовался - именно такого
эффекта
он и добивался. Спешно, пока колдовские чары не перестали действовать,
кудесник
направился к римскому императору и как великой милости попросил
подвергнуть
себя казни. Император был удивлен, но просьба Симона пришлась ему по
вкусу,
и он не стал отговаривать его от сумасбродной затеи, а приказал стражникам
отдать
его в руки палачу.
Симон
вместо себя ловко подсунул стражникам заколдованного барана. Солдаты не
заметили
подмены. Уже стемнело, когда барана притащили на место казни. Палач
одним
ловким ударом меча отделил голову от туловища и тут же застыл в изумлении:
голова,
покатившаяся по земле, оказалась бараньей, а туловище прямо на глазах
обросло
густой шерстью. Первым его внутренним порывом было желание бежать к
императору
и доложить обо всем. Но, поразмыслив, палач решил, что лучше будет
промолчать.
Если же он, не дай Бог, расскажет о том, что видел, император вряд ли ему
поверит.
Скорее всего, подумает, что подкупленный палач помог бежать
приговоренному,
а теперь пытается оправдаться.
Мертвое
тело закопали в общей яме с телами других казненных, а императору доложили
о
выполнении его приказа. Для Симона все складывалось как нельзя лучше - такого
развития
событий он именно и ждал.
Через
несколько дней волхв специально попался на глаза римскому цезарю, когда того
несли
по улице в носилках. Император заметил
Симона,
приказал слугам остановиться и подозвал обманщика к себе:
- Разве
не тебе несколько дней назад отрубили голову?
- Мне,
- подтвердил маг и даже в доказательство показал небольшой шрам на шее. - Но
я
бессмертен,
и сразу же воскрес после казни!
Император
в изумлении не нашелся что ответить. Он не видел иного объяснения, кроме
божественности
воскресшего. Вслед за ним и жители Рима тоже поверили в
божественность
Симона.
Но
недолгим было торжество мага. Верные ученики Христа не могли простить ему
унижения
своего учителя. Симон проповедовал, что божественная сила, так
называемый
Нус, сперва была в Иисусе, но покинула его перед казнью. Так что распяли
Христа
как простого смертного. Нус теперь переселился в другое тело. Очевидно,
Симон
считал носителем Нуса себя, а воскресение Христа иллюзией.
На
хрупких страницах древней рукописи "Деяния апостолов" рассказана
заключительная
часть истории соперничества Симона-мага с Иисусом. Самым
ревностным
защитником Христа стал апостол Петр. Он повсюду следовал за Симоном
по
пятам, разоблачая его чудеса.
Дошло
до того, что собственная собака стала принародно свидетельствовать против
Симона,
а семимесячный младенец с этой же целью был наделен способностью
говорить
голосом взрослого.
С
перепугу Симон выбросил свои магические книги в море, чтобы их не нашел Петр
и
не
обвинил его в колдовстве, а сам бежал в Рим, надеясь на защиту императора
Нерона
и
римлян. Но и в Риме Петр не оставил Симона в покое, принародно выдвинув ряд
тяжких
обвинений против волхва. "Он - жалкий обманщик! - гремел Петр. - Пусть
Симон
выдержит
хотя бы простое испытание. Например, такое. Пусть прочтет мои мысли и
расскажет
о них всем".
Чтобы
положить конец спорам, вызвали Симона и предложили ему справиться с
испытанием,
придуманным Петром. Могущественный маг, вероятно, умел читать
мысли,
но перед Петром, своим непримиримым врагом, становился беспомощным, как
ребенок.
Снизошедший на апостола Святой Дух сделал его непобедимым в
соперничестве
с магом. Симон давно это понял, даже принял крещение, чтобы и на него
снизошла
такая же благодать, но его надежды не оправдались. Теперь он стоял перед
императором
и не знал, что ответить. Он попробовал увильнуть от испытания и
мысленно
обратился с мольбой к своим ангелам: "Пусть злые псы растерзают
неугомонного
Петра на глазах цезаря!"
Едва
успел Симон это подумать, как из пустоты возникли огромные, черные псы. Они
бросились
на Петра, но для него их появление не было неожиданностью. Ученик Иисуса
вытянул
руки в молитвенном жесте и протянул псам хлеб, который благословил. Псы
сразу
же исчезли... После этого Петр сказал императору: "Смотри, я знал мысли
Симона,
и показал тебе, что ангелы его не бого-, а собакоподобны".
Тогда
Симон в отчаянии поставил все на последнюю карту, пообещав, что завтра
вознесется
на небо. Такой трюк в прошлом не раз ему удавался, ибо он, доказывая свою
божественность,
умел левитировать.
На
следующий день на Марсовом поле была возведена высокая башня. Весь Рим
собрался
посмотреть на полет волхва. Симон поднялся на вершину башни. Его голова
была увенчана
лавровым венком. Прошептав заклинание, маг вытянул вперед руки и...
полетел.
Император
обратился к Петру:
- Вот
видишь - он летит! Он доказал свою силу, а ты обманщик.
Петр на
это ответил:
-
Сейчас ты увидишь, кто истинный ученик Христа, а кто - обманщик!
Пристально
глядя на Симона, Петр произнес молитву: "Я заклинаю вас, о ангелы
Сатаны,
поднявшие его в воздух, чтобы обмануть сердца неверующих, заклинаю
именем
Бога, создавшего все сущее, и Иисуса Христа, которого на третий день Он
воскресил
из мертвых, более не поддерживать его в воздухе, а отпустить".
И сразу
же после этих слов Симон упал на землю, разбившись насмерть...
Виктор ЕРМАКОВ
|