2.Система
государственных органов управления финансами
2.2 Органы управления финансами
В России главными властными структурами по управлению
финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно
эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления
финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету,
налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная
Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк
РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный
Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство
государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов
социального назначения.
2.2.1 Органы управления в зарубежных странах.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы
власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими
законодательными органами выступают различные образования. Так, в США - это
Конгресс, в Великобритании- Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции-
Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.
В управлении финансами, как правило, принимают участие
различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относится
Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте.
Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с
Министерством Финансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам,
табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным
исполнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только
руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но и
осуществляет контроль за расходованием средств государственными
предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и
акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной
власти выступает Министерство Финансов. Оно составляет проект бюджета,
осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением,
регулирует межбюджетные отношения и т.д. Во Франции управление финансами
осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит
не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением,
но и сбор налогов и пошлин.
2.2.2 Высшие органы государственной власти
управления финансами в РФ.
Президент РФ в своем ежегодном послании
Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и
внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы
финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет
финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения.
Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его
предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе
министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет
Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы,
вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные
для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом
государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ,
принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам
Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному
рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или
отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств
государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за
счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление
федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом
председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и
освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую
половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет
Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а
также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой
финансовой и денежно-кредитной политики.
Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического
управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других
соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного
организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному
государственному управлению финансами и кредитом.
ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.92
"Установить верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1
января 2000г.: по долговым обязательствам РФ – 648,3 млрд. руб.; по целевым
долговым обязательствам РФ – 30 млрд. долговых рублей".
Операции с государственным внешним долгом
регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.
Право на осуществление государственных внешних
заимствований находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин
разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу
по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.
Предельный размер государственных внешних заимствований
ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете.
ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.103
"Установить предельный размер государственных внешних заимствований РФ
на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США".
2.2.3 Министерство финансов Российской Федерации.
Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а
также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм
реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:
- разработка и реализация единой государственной
финансовой политики;
-
составление проекта и исполнение государственного бюджета;
-
осуществление финансового контроля за рациональным и целевым
расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;
-
обеспечение устойчивости государственных финансови осуществление мер
по развитию рынка.
Деятельность Министерства финансов РФ
определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов"
утвержденным постановление Правительства РФ.
Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей
компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные
нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и
тематические проверки поступлений и расходования средств федерального
бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое
использование средств государственных внебюджетных фондов и других
федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные
проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям
правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в
организациях по обращениям органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансов имеет право:
-
ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и
прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального
бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств
федерального бюджета;
-
взыскивать в установленном порядке с организации средства
федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с
наложением штрафа;
-
выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;
-
предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в
федеральный бюджет;
-
осуществлять лицензионную деятельность.
В соответствии с положением Министерство финансов для
осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои
территориальные органы.
Центральный аппарат Министерства финансов включает
следующие подразделения:
1) Департамент
бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
2) Департамент
отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных
отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование
транспорта, связи.
3) Департамент
межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов
федерации.
4) Департамент
управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних
государственных займов, выплатой процентов и погашением.
5) Департамент
управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов
и их погашение.
6) Департамент
аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской
деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного
управления.
7) Департамент
бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы
бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам
учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о
прибылях и убытках и др.)
8) и
другие департаменты.
В составе Министерства финансов на основании Указа
президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления
Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации",
утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ,
которое представляет собой единую централизованную систему.
Структура территориальных органов казначейства является
трехуровневой:
Главное управление федерального казначейства (ГУФК).
Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет
операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует
высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах
исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой
нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и
отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает
исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Управления федерального казначейства (УФК) по республикам
в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и
С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение
всех решений о формировании доходной части и расходованию средств
федерального бюджета.
Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам,
районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют
формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают
целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет
операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах
бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют
вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов
федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за
целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.
Исполнение бюджетов органами федерального казначейства
происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на
соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых
процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.
Основными задачами органов Федерального Казначейства
являются:
-организация, осуществление и контроль исполнение бюджета
РФ;
-управление доходами и расходами бюджета на счетах
Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
-
финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
-
краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых
ресурсов и оперативное управление ими;
-
управление совместно с Банком России государственным внутренним и
внешним долгом и его обслуживание;
-
предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности ол
финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии
бюджетной системы Российской Федерации в целом.
2.2.4 Счетная палата РФ
Счетная палата является органом государственного
финансового контроля , образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации
и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:
-организация и осуществление контроля за своевременным
использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов
федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
-определение эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования средств федеральной собственности;
-
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование
и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-
регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе
информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.
2.2.5 Налоговые органы РФ
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением
налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и
своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.
Деятельность налоговых органов регламентируется и
определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и
Налогового кодекса.
Задачи контроля со стороны налоговых органов:
1) Выявление
суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
2) Изыскание
дополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке
учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению
налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих
налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и
взысканных сумм налогов пеней и.
Налоговые органы вправе:
1. Производить
в органах государственной власти и органах местного самоуправления,
организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства
проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и
других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других
обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам
возникающим при проверках.
2. Обследовать
любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием
объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные
помещения предприятий, организаций и граждан.
3. Требовать
от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения
выявленных нарушений.
4. Приостанавливать
операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных
учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных
с исчислением и уплатой налогов и платежей.
5. Выносить
решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за
совершение налоговых правонарушений.
6. Взыскивать
недоимки и пени по налогам.
7. Предъявлять
в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой
организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и
взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
8. Налагать
административные штрафы.
МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет
функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.
Налоговые органы несут ответственность за полный и
своевременный учет всех налогоплательщиков.
Единая централизованная система налоговых органов состоит
из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных
органов.
МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют
руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И
обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается
контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.
Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ)
осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят
камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших
отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не
реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности
предприятия), тематические.
Методы проведения проверок: сплошной, выборочный,
формальный, арифметический, встречные проверки.
2.2.6 Федеральная служба налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои
функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений
законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или
административными правонарушениями, а также иные функции возложенные на них
законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Органы налоговой полиции полномочны:
1) производить
в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по
делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к
компетенции указанных органов;
2) по
запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
3) осуществлять
иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах
налоговой полиции"
2.2.7 Государственный таможенный комитет РФ
Он несет ответственность за поступление таможенных пошлин.
К основным задачам Таможенного комитета относятся:
1.
проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными
органами;
2.
проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов ,
взимаемых налоговыми органами;
3.
приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при
неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства;
4.
взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным
налоговым законодательством.
На уровне хозяйствующего субъекта организационная
структура управления финансами определяется его высшим руководством и
зависит, прежде всего, от размеров предприятия и видов его деятельности .Крупные
компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат
финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих
компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет
важнейшие вопросы развития компании, ценообразованием, в связанные с
капитальными вложениями, политикой выплаты заработной платы, дивидендной
политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др. В небольших
предприятиях функции финансового менеджера выполняет главный бухгалтер,
которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового
менеджера многообразны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей
эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением
платежеспособности мероприятия, в краткосрочном периоде, так и с наиболее
выгодным вложением временно свободных денежных средств.
|