Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие
выводы:
1. Сравнение основных положений Закона Австрии с
Федеральным законом от 20.08.2004г. №121 ФЗ, вступившего в силу 25.11.2004г.
позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время российское
законодательство в значительной степени сблизилось с законодательством о
банкротстве кредитных организаций европейских государств.
2. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций» признает необходимость применения ряда мер по предупреждению
банкротства кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в
состоянии неплатежеспособности (банкротства); содержит достаточно объемную и
достаточно тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на
предупреждение несостоятельности кредитных организаций; при рассмотрении
арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации применяются только
процедуры конкурсного производства.
3. В новой редакции федерального закона от
25.02.1999 г. (от 20 августа 2004 г. №121) проявляется тенденция к повышению
роли ЦБ РФ именно в аспекте антикризисного управления, когда еще могут
применяться меры, направленные на восстановление платежеспособности, и только
если ЦБ РФ не удастся способствовать выходу кредитной организации из кризиса,
приходит очередь арбитражного суда, который при соблюдении ряда условий
вправе объявить кредитную организацию банкротом и начать конкурсное
производство.
Под усилением роли ЦБ имеется в виду его функции
контролирующего органа. Согласно ст. 41 Закона о банкротстве банков на
кредитную организацию, применительно к которой обнаружились основания,
свидетельствующие о неблагополучном финансовом положении (ст. 4), возлагаются
новые обязанности. Например, она должна предварительно (за 5 дней) уведомлять
Банк России о заседаниях ее органов управления (собраниях участников и
заседаниях директоров) с тем, чтобы Банк России имел возможность направить
наблюдателя для участия в заседании.
Кроме того, кредитная организация обязана сообщать Банку
России о ряде сделок после их совершения. Законом названы сделки с
заинтересованными или аффилированными лицами, сделки по распоряжению
имуществом свыше 1 процента балансовой стоимости имущества кредитной
организации (но в любом случае свыше 15 миллионов рублей), сделки, связанные
с созданием юридических лиц или приобретением прав участия в действующих
юридических лицах (подп. 2 п. 1.ст.41 Закона).
4. Положительным является то обстоятельство, что ФЗ от
20.08.2004 г. №121-ФЗ устанавливает, что лица, виновные в доведении кредитной
организации до банкротства могут быть привлечены к ответственности по ее
обязательствам. Это учредители (участники), члены совета директоров
(наблюдательного совета), руководители кредитной организации. Эти лица
считаются виновными в банкротстве кредитной организации, если будет
установлено, что они давали указания, прямо или косвенно направленные на
доведение кредитной организации до банкротства. Дополнительно к этому
руководители кредитной организации считаются виновными, если не совершили тех
действий, которые они обязаны были совершить в соответствии с Законом для
предотвращения банкротства кредитной организации.
Также в дополнение к имущественной ответственности введены
ограничения для виновных лиц в виде запрета на приобретение долей участия в
иной кредитной организации свыше 5 процентов в течение 10 лет (это
последствие для учредителей (участников) кредитной организации), а также
возможность лишения права занимать руководящие должности (для руководителей и
членов совета директоров кредитной организации).
5. Позицию законодателя по исключению процедуры
наблюдения следует считать оправданной, поскольку кредитные организации
находятся под надзором Банка России, и раз уж дело дошло до отзыва лицензии и
банкротства, значит, попытки спасти кредитную организацию оказались
безрезультатными. В обычном деле о банкротстве наблюдение требуется для того,
чтобы временный управляющий оценил финансовое положение должника и предложил
собранию кредиторов выбрать путь дальнейшего развития дела о банкротстве —
либо одну из процедур по восстановлению платежеспособности, либо
распределение имущества должника в конкурсе среди его кредиторов.
6. В делах о банкротстве банков все процедуры по
предотвращению банкротства остаются за рамками дела о несостоятельности (в
качестве антикризисного управления), притом что они очень похожи на обычные
процедуры банкротства (финансовое оздоровление – меры по финансовому
оздоровлению; внешнее управление — назначение временной администрации).
7. Конкурсное производство представляет собой комплекс
мероприятий, имеющих системный характер. К числу элементов данной системы
можно отнести: формирование конкурсной массы и реализацию имущества должника
в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов,
подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований.
Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического
лица-банкрота.
8. В работе отмечается ряд новых моментов, связанных с
конкурсным производством: из имущества кредитной организации – конкурсной
массы исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие; также в новом
Законе к перечню требований, которые удовлетворяются в первую очередь добавились
требования физических лиц по заключенным договорам банковского вклада и/или
договорам банковского счета.
9. Закон в статье 5020 говорит о двух видах конкурсных
управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций,
имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц
во вклады, – ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, а
также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не
имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц
во вклады, – в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие,
соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в
качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.
В работе делается вывод о том, что может возникнуть
«конфликт интересов» в случае, когда Агентство осуществляет полномочия
конкурсного управляющего и одновременно является специально созданной
организацией по страхованию вкладов в банках, а для того, чтобы ее исключить
целесообразно было бы создать другое Агентство и разделить между ними функции
страховщика и конкурсного управляющего.
10. По вопросам инвентаризации и оценки имущества
кредитной организации, срок в 6 месяцев представляется для этих мероприятий
излишне длительным. Например, если банк обладает в большей части однородным
имуществом (ценные бумаги), инвентаризация может произойти в течение одного
месяца. Чем раньше она завершится, тем быстрее управляющий перейдет к продаже
конкурсной массы. А правило, указанное выше, дает ему возможность ждать еще
пять месяцев. То же самое касается оценки. Совершенно не обязательно
заказывать оценку у одного и того же оценщика, рынок оценочных услуг в настоящее
время в России достаточно развит, и если одновременно привлечь несколько
оценщиков, общий срок на оценку также составит не более одного-двух месяцев.
Инвентаризацию и оценку имущества кредитной организации необходимо проводить
в максимально сжатые, но при этом разумные сроки, но в любом случае не
позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом.
11. Принимая во внимание особенности банкротства кредитных
организаций, представляется необходимым внести дополнения в ФЗ «О банкротстве
кредитных организаций», согласно которым первоначальная цена продажи
имущества при конкурсном производстве может определяться на основе
ликвидационной (а не рыночной) стоимости, независимо от ограниченного срока
экспозиции.
12. Процедуры банкротства кредитных организаций в РФ имеют
следующие особенности:
- до применения собственно процедуры банкротства
(конкурсного производства) предусматривается ряд мер, направленных на
восстановление платежеспособности кредитных организаций (финансовое
оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация);
- применяется только процедура конкурсного производства-
не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление, внешнее
управление и мировое соглашение, предусмотренное Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)» ;
- очередность удовлетворения требований кредиторов;
- наличие двух видов конкурсных управляющих (арбитражные
управляющие. аккредитованные при ЦБ РФ, и Агентство по страхованию вкладов.
|