3 Особенности функционирования кредитно-денежной сферы
в экономике Республики Беларусь
В социально-экономическом развитии Беларуси пятилетие
1996–2000 гг. явилось переломным этапом в преодолении глубоких кризисных
явлений, происходивших в стране после распада СССР и проводимых с 1991 по
1994 г. либеральных экономических реформ. Либерализация цен в 1992 г. вызвала
острый финансовый кризис и галопирующую инфляцию .
С целью вывода страны из кризисного состояния была
разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1995 г.
заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета,
затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад
производства.
В 1996 г. разработаны Основные направления
социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг.
Осуществление их позволили, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства,
достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить
ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной
продукции, потребительских товаров. В определенной мере удалось
стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была
восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного
периода, улучшена система социальной защиты населения. Определились новые
подходы и принципы проведения экономических реформ. Экономическое положение
страны, за исключением сельскохозяйственного производства, стабилизировалось,
а по важнейшим макроэкономическим параметрам достигнут существенный рост.
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая
денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание
условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня
реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля
способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном
рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Однако
накопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшению
экономической ситуации .
Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и
обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить
интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
Происходит увеличение доли негосударственного сектора экономики.
Обеспечение устойчивого экономического роста органично
связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую,
кредитно-денежную систему и систему цен. Приоритетными направлениями
бюджетной политики в прогнозируемом периоде определены:
реструктуризация и оптимизация бюджетных
расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических
задач;
проведение целенаправленной политики
управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита
бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;
совершенствование бюджетного процесса,
эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их
формировании и исполнении;
дальнейшая унификация бюджетного
законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках
создаваемого Союзного государства.
Применительно к Беларуси, переживающей кризис переходного
периода, который характеризуется устойчивой инфляцией, задача
денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой,
которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению
инфляции и в то же время сдерживало спад производства .
Основной целью денежно-кредитной политики Республики
Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение
внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.
Предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного
механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в
реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой
устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение
ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным
стандартам.
Для поддержки приоритетных отраслей и производств
государство будет использовать экономические методы, включая средства
бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные
ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы
страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более
полного использования возможностей свободных экономических зон. Особое
внимание будет уделяться созданию условий гарантирования вкладов населения в
банках. Оно будет обеспечиваться за счет соответствующей
законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных
фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов.
Денежное предложение в национальной валюте будет
формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики
расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемым по годам темпам роста
реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики
(обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков,
депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в
пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса
доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором
обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.
Политика обменного курса белорусского рубля будет
ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов
страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться
условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары,
изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими
партнерами .
В заключении данной главы можно сделать следующие выводы.
В социально-экономическом развитии Беларуси наблюдалось множество переломных
этапов и кризисных явлений. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно
жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и
создание условий для оздоровления финансовой сферы. В настоящее время, основной
целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие
развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней
устойчивости национальной денежной единицы.
|