1.Основные задачи и
методы управления финансами
1.4 Основные методы и формы управления финансами.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом
звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия
на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами
служат:
- финансовое
планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое
регулирование;
- оперативное
управление;
- финансовый
контроль;
1.4.1 Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование занимает важное место в системе
управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности
увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного
использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на
основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть
достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения
информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация
базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Применительно к государственному управлению финансами
финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и
пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает
оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в
распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих
субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной
дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства,
регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение
этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Конкретные задачи финансового планирования определяются
финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их
источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов
роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в
распределении средств между централизованными и децентрализованными
фондами.
Финансовое планирование является одним из важнейших
инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые
характеризуют эту деятельность:
1) регламентированность (упорядоченный процесс);
2) связь с обработкой информации;
3) направленность на достижение определенных целей;
4) временный характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и
принятия целевых установок количественного и качественного характера и
определение путей наиболее эффективного их достижения (Ковалев,1999, с. 278).
Результатом планирования является план либо совокупность планов(система).
План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором
определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в
качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам
принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая
цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив ,
которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУБЪЕКТОВ
Финансовое планирование представляет собой заключительный
этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная
обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку
комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой
системы.
Главным объектом финансового планирования выступают
финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой
системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах,
которые образуют единую систему финансового планирования . Центральное место
в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов
Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное
выражение форма образования и расходования фондов денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного
и муниципального управления.
Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения
минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых
затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами),
установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами
органов местного самоуправления.
Наряду с бюджетами на федеральном уровне , уровне
субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и
формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах
отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы
представляют собой ни что иное , как финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему
финансового планирования включается разработка и реализация перспективных
финансовых планов, финансовых балансов , а также балансов движения доходов и
расходов населения.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в
целях обеспечения координации экономического и социального развития и
финансовой политики , а также комплексного прогнозирования финансовых
последствий разрабатываемых реформ, программ , законов, отслеживания долгосрочных
негативных тенденций и современного принятия соответствующих мер.
Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года
, из которых первый год- это год, на который составляют бюджет; следующие два
года- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные
результаты заявленной экономической политики.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с
учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза
социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных
образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность
всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и
хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых
ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за
предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития
соответствующей территории и является основой для составления проектов
бюджета.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в
Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства
финансов РФ.Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в
народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финасово-кредитной
системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в
прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы
дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты
и скорректировать направление финансовой политики.
В балансе денежных доходов и расходов государства
отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной
формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:
-заработная плата и надбавки к заработной плате, премии,
средства на командировочные расходы, выплаты социального характера,
осуществляемые работодателем наемным работникам;
-доходы от предпринимательской деятельности, участия в
прибылях предприятий, операций с личным имуществом и доходы от
кредитно-финансовых операций;
-социальные трансферты.
Расходы подразделяются на :
-потребительские расходы;
-налоги и другие обязательные платежи, добровольные
взносы;
-денежные накопления и сбережения.
Баланс доходов и расходов населения используется для
планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых
поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на
региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством
экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ
РФ и других финансовых органов.
Для финансового планирования особое значение имеет та
информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е.
прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется
прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях,
основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и
ограничениях.
Финансовое прогнозирование-это прежде всего обоснование
финансовых планов , предвидение финансового положения на тот или иной период
времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и
долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является
определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в
прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом
и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют
разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач,
стоящих пред всеми элементами финансовой системы.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования.
Среди них выделим следующие:
-методы экспертных оценок;
-метод обработки пространственных и временных
совокупностей;
-
методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы
имитационного моделирования, модели роста;
-
методы пропорциональных зависимостей показателей, включая
производственные функции и функции издержек.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих
субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой
принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным
предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В
современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем
инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением
предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе
прогнозирования прибыли.
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические
и текущие, долгосрочные и долгосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из
целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике,
финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики;
состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных
процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую
тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней
мере, на следующие вопросы:
-размер требуемого предприятию капитала, из каких
источников и в какие сроки планируется его привлечь?
-
каким образом будет использоваться этот капитал?
-
Может ли предприятие развиваться , опираясь на собственные силы, и
если нет, то каковы источники привлечения финансовых ресурсов?
-
На какие уровни поступление денежных средств, рентабельности
производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом
прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и
расходов предприятия в котором отражаются все стороны его предполагаемой
финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения
наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов,
источники финансирования инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются:
-определение объема финансовых ресурсов и их источников
для осуществления: производственной деятельности, инвестиционной
деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных
проектов;
-планирование себестоимостии реализации продукции;
-планирование денежных потоков;
-планирование денежных потоков;
-планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;
-планирование доходности инвестиций.
Долгосрочные и краткосрочны планы отличаются не только
масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного
планирования является определение допустимых с позиции финансовой
устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является
обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Как уже отмечено выше, финансовое планирование
представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы,
процедуры и тд. Выделяют следующие этапы финансового планирования:
-Исследование финансовых результатов деятельности
предприятия;
-разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на
основе изменения оперативных планов;
-определение конкретной потребности предприятия в
финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий ;
1.4.2.Финансовое программирование и
автоматизированные системы управления финансами
Финансовое программирование – метод финансового
планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого
заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
- установление
приоритетов расходов по направлениям;
- повышение
эффективности расходования средств;
- прекращение
финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от
экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы,
значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов,
ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.
Частью общего управления финансами являются
автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании
экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ
являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур
управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию
финансов.
Рыночная экономика, основанная на многообразии форм
собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов,
порождает рост экономической и финансовой информации. Всё это требует умения
ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения
и обработки информации. Комплексное управление финансами специалистами
финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе
применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления
финансами (АСУФ).
АСУ финансами - это совокупность экономических и
математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и
современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы
общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации
для учета, планирования и управления народным хозяйством.
В управлении государственными финансами используются
автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в
системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, ставшая органической
частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению
эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора,
обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых
планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры
аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного
совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов
выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых
резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых
ресурсов.
АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс
задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных
учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает
решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через
составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет
исполнения бюджета по доходам и расходам.
В настоящее время актуальной задачей является внедрение
автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это
актуально для налоговых инспекций , имеющих дело с многочисленными, постоянно
меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во
взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.
При всем положительном значении и важности АСФР в то же
время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач
по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников
финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может
выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих
финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их
корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется
постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает
выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого
требуется его высокая квалификация.
АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании
управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их
функционирования требуются меры по техническому оснащению работников
финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.
1.4.3 Финансовое регулирование
Финансовое регулирование социально-экономических
процессов представляет собой организуемую государством деятельность по
использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки
параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают
государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников
общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового
регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих
максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-,
так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги
и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые
льготы и санкции;
- общие
и целевые субсидии;
- доходы
и расходы внебюджетных фондов;
- доходы
и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и
смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью
взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения
повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в
централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных
расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение
финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов
воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное
государственное налогообложение и осуществление текущих государственных
расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются:
местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное
налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и
мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных
внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
1.4.4 Оперативное управление
Оперативное управление финансами связано с осуществлением
практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в
его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных
источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного
вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер,
разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и
преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с
помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание
оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с
целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами – главная функция
аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений
местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций,
финансовых служб предприятий.
1.4.5 Финансовый контроль
Одной из важнейших функций управления , в том числе и
управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван
обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих
стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием
эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации
контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и
операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и
финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных
фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и
эффективности финансово-хозяйственных операций.
СУЩНОСТЬ, МОДЕЛИ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой
совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового
законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и
управления, а также оценку эффективности финансовых операций и
целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль
не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых
действий, но имеет и аналитический аспект.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории,
видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник
как государственный контроль над расходованием средств государственной казны.
Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых отношений,
углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление
и развитие финансовых рынков, совершенствование форм и методов организации
финансового контроля.
В настоящее время с государственным финансовым контролем
существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:
-внутрифирменным контролем;
-Контролем коммерческих банков за организациями;
-Независимым аудиторским контролем.
Конечные цели всех видов финансового контроля едины и
заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения
эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же
время задачи и, соответственно, функции государственного и
негосударственного финансового контроля различны.
Если главной задачей финансового контроля является
содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам
обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины,
недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной
задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности
использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение
достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля являются распределительные
процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и
форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные
финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры
налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения,
себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие
из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает
необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии
с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются
все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также
различные формы взаимозачетов.
Результативность Финансового контроля зависит как от его
организации, так и от санкций , применяемых в отношении финансовых нарушений.
Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только
с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и
несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или
неисполнения действующего законодательства.
В мировой практике сложились две основные модели
финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской
модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды
контроля и подготавливают по ним отчет , а вопрос о санкциях является
прерогативой административных или судебных органов власти, то французская
модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным
органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых
нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.
В Российской Федерации органы налогового и таможенного
контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения
санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую
дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.
На финансовый контроль возложены многообразные задачи в
различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его
организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое
сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации
ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов.). Среди них -
независимость, объективность, компетентность, гласность.
Независимость финансового контроля должна обеспечиваться
финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными
сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по
сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы
объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение
действующего законодательства, установление стандартов проведения
(осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает
информирование общественности через средства массовой информации о
результатах работы контролирующих органов.
Для каждого вида контроля и контролирующего органа
предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок,
последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
Существуют и используются различные формы контроля,
которые принято классифицировать по определенным признакам (см. таблицу)
Признак классификации
|
Форма финансового контроля
|
Регламент осуществления
Время проведения
Субъекты контроля
Объекты контроля
|
Обязательный, инициативный, внешний и внутренний
Предварительный, текущий, последовательный
Государственный (в том числе президентский, органов
законодательной власти, представительной власти), органов местного
самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный,
внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)
Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный,
страховой, инвестиционный, таможенный, валютный
|
Обязательный контроль осуществляется государственными
органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством
в установленные сроки. К нему относится, в частности, налоговые проверки
обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций,
обществ и т.д.
Инициативный контроль определяется соответствующими
органами хозяйствующих субъектов, и выступают в качестве неотъемлемой
составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии
рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ , органов
местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет
доходов и расходов бюджетных организаций , учреждений. Он предусматривает
оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе
бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное
нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить
дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить
нерациональное использование финансовых ресурсов и т.д.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов
всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Данная форма контроля
предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе
осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ
финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Предыдущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и
утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов хозяйственной
деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и
финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения
бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на
очередной и последующие финансовые годы.
Государственный контроль проводиться органами
государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и
исполнительными органами контроля РФ и субъектов РФ). Цель данного контроля
состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации
финансовой политики государства.
Контроль органов местного самоуправления осуществляется
соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на
контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.
Контроль финансов кредитных органов состоит в проверки
правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными
подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий,
организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно
устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводиться финансовыми и
экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи
осуществления данного контроля формулируются органами управления
хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль проводиться
аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим
законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских
проверок.
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления
финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового
состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.
Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой
деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В
случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по
устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает изучение отдельных аспектов
функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового
состояния и возможных направлений развития.
Надзор представляет собой контроль за осуществлением
финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и
требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение
норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта
контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде
отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль за
использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым
состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия
субъекта , а также может вводиться арбитражным судом при установлении
признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя
финансовых обязательств)предприятия.
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и
всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата
финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные,
тематические и комплексные ревизии.
Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов
финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая
ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности
экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль
финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя
проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического
субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования
факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества
(достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.
По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в
процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех
операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за
весь проверяемый период времени и выборочной ревизии, суть которых состоит в
проверке части первичных документов за определенный период времени.
Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются
комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков
деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других
выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий
уровень охвата контролируемых операций.
Для проведения любого вида ревизии составляется и
утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, каретные
аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются
актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого
разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и
привлечению виновных лиц к ответственности.
|