Факторинг как метод
финансового обеспечения предпринимательской деятельности.
3. Правовая основа взаимоотношений в факторинге.
Основой осуществления факторинговых операций является договор
факторинга. Он может быть открытым и закрытым.
Открытый договор - покупателя ставят в известность
о наличии фактор-договора, а кроме того, в фактор-договоре могут быть
обозначены дополнительные условия. Закрытый договор - в случае
подписания договора покупателя не извещают о его наличии.
Различают договор о полном обслуживании. Такой
договор обеспечивает 100%-ую защиту клиента. Единственной обязанностью
поставщика является полный учет сделок с фактор-фирмой. Также может
существовать и договор о предварительной оплате. Его основным
преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика
в зависимости от роста оборота клиента. Предварительная оплата предполагает
также, что поставщик незамедлительно получает 70-80% от сумм счетов-фактур.
Практика предварительного незамедлительного авансирования
поставщика предполагает тщательные расчеты и определение уровня риска фактор-фирмы.
Существует 3 метода установления кредитных сумм.
1. Каждому поставщику
устанавливается лимит оплаты счетов. Если сумма задолженности покупателя
перед поставщиком превышает сумму лимита, то банк требует, чтобы вся сумма
платежей поступала в фактор-фирму, и после того, как долги уплачены, идет
оплата поставщику сверх лимита.
2. Сумма выплат напрямую
связана с определением ежемесячных объемов отгрузки.
3. Страхование по отдельным
сделкам. Этот метод применяется в случае разовых нерегулярных поставок.
Интересно, что в договоре факторного обслуживания
специально оговаривается, что фактор-фирма (или банк) не несут
ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам
продукции.
Каждый их участников фактор-договора может хранить
техническую, коммерческую и финансовую тайну.
Широкое признание факторингового обслуживания в Западной
Европе, США и Японии обеспечивается тем, что предприниматели либо принадлежат
банкам, либо работают в тесном контакте. Банки, в свою очередь, имеют
обширную информацию обо всех предприятиях и четко отслеживают элементы
недобросовестности, наличие убытков.
У банков есть свои рычаги давления. Если предприятие
замечено в невыполнении своих финансовых обязательств, оно попадает в «черные
списки». Это приводит к тому, что оно лишается банковской поддержки, доверия
в своей стране или за рубежом. Положительным моментом фактор-обслуживания
является то, что клиент, заключивший договор со соей фактор-фирмой, регулярно
информируется о том, как оплачивают счета его покупатели.
Банки, изучив своих клиентов, могут оказывать им и другие
услуги, вкладывать свои средства в их предпринимательскую деятельность,
давать предварительную информацию о возможных покупателях. Банк может
поставить клиента на трастовое обслуживание.
|