Управление платежным
оборотом
2. Системы и формы расчетов
Расчеты представляют собой систему организации и
регулирования платежей. Расчеты бывают двух видов: наличные и безналичные.
В законодательном порядке денежные средства должны храниться в банке
(определенная часть выручки от товарооборота остается в кассах, также как и
часть средств на хозяйственные расходы. Сейчас эта сумма - в размере до 500
тыс. руб. ).
Безналичные расчеты, которые занимают основное место в
платежном обороте, осуществляются на основе следующих правил.
1. Деньги хранятся в банке, а
банк осуществляет все расчеты по всем платежам по распоряжению владельца
счета.
2. Все платежи списываются в
определенном порядке очередности.
3. Формы расчетов
определяются договором заранее.
4. Претензии к порядку
расчетов подаются в обслуживающий банк. Подача жалобы не приостанавливает
операцию по оплате.
Основные формы расчетов.
Наличные. Осуществляются с помощью наличных денег,
а также кредитных и дебитных карточек. Использование дебитных и кредитных
карточек в развитых странах позволяет ограничить хождение наличных денег.
Безналичные.
1. Платежные поручения.
Это бланк о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет
другого хозяйственного субъекта. Поручение выписывается хозяином счета,
действует в течение 19 дней, но банк примет платежное поручение в том случае,
если на счете есть деньги.
Платежные поручения бывают срочные, досрочные,
отсроченные. Срочный платеж - авансовый платеж за отгруженную
продукцию. Досрочный платеж - товар еще не отгружен, но уже оплачен. Отсроченный
платеж - товар отгружен, а оплата будет произведена позже (используется в том
случае, если партия товара очень крупная и обладает большой стоимостью;
плательщик желает удостовериться в качестве продукции).
2. Платежное требование-поручение.
Это расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить
на основании отправленных документов стоимость поставленного товара, работ,
услуг.
3. Инкассо. Это
банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента
получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента. Банк сам
проверяет количество, качество продукции и правильность документов и
производит оплату. Эта операция хороша тем, что банк защищает интересы
клиента.
4. Аккредитив. В тех
случаях, когда предприятие не доверяет или мало знает своих партнеров,
используется аккредитив. Это денежное обязательство банка, выдаваемое им по
поручению покупателя в пользу продавца. Обязательство - оплатить счета поставщика.
Бывают следующие типы аккредитивов: денежные и документальные. Денежный
аккредитив - именной документ, адресованный банком другому банку по выплате
денег продавцу в определенный срок.
5. Расчет чеками.
Чековые книжки используются достаточно широко в различных организациях.
Клиент банка, имея деньги на расчетном счете, получает чековую книжку (а
потом и чековую карточку с данными предприятия). Чеки выдаются на определенную
сумму.
|