Операции с ценными
бумагами
Управление портфелем ценных бумаг
Предприятие в своей деятельности может привлекать денежные
ресурсы за счет выпуска ценных бумаг или вложения средств в другие ценные
бумаги, стремясь извлечь из этого дополнительную прибыль. В результате у
предприятия создается так называемый портфель ценных бумаг. Если он
исчисляется многими десятками различных ценных бумаг, появляется
необходимость управления портфелем ценных бумаг.
Управление портфелем ценных бумаг предполагает
следующие мероприятия:
·
планирование состава портфеля;
·
анализ состава портфеля;
·
регулирование состава портфеля;
·
поддержание его ликвидности;
·
получение дохода.
Прежде чем составлять портфель ценных бумаг, ставят
определенную цель:
·
получение постоянного дохода (для этого привлекаются надежные
ценные бумаги);
·
приращение капитала (привлекаются ценные бумаги молодых
компаний, которые не всегда надежны, но обещают (и выплачивают, по крайней мере
сначала) высокие проценты по облигациям);
·
снижение риска от вложения средств (привлекается много различных
ценных бумаг).
В российских условиях предприятие преследует следующие
цели при формировании портфеля ценных бумаг.
1. Сохранить
капитал с помощью ценных бумаг с растущей курсовой стоимостью.
2. Приобретение
ценных бумаг, которые могут заменять наличность: векселя, сберегательные
сертификаты, ГКО.
3.
Расширение
сфер влияния через вложение средств в ценные бумаги финансово - промышленных
групп, кредитные учреждения, инвестиционные фонды (влияние на эмитента
приобретается при крупной доле тех или иных ценных бумаг).
4. Спекулятивная
игра на разницах курсов ценных бумаг.
Существуют два способа управления портфелем ценных бумаг:
активный и пассивный.
Сторонники активного управления стоят на такой
точке зрения, что наличие портфеля ценных бумаг - явление динамичное,
временное, поэтому оперативно отслеживаются и покупаются высокодоходные
ценные бумаги. Такие управляющие легко расстаются с низкодоходными и
ненадежными ценными бумагами.
Пассивное управление нацелено на создание
долговременного портфеля ценных бумаг с составом ценных бумаг, имеющий
определенный уровень риска, определенный доход.
Для определения наиболее эффективного набора ценных бумаг
проводится мониторинг (детальный анализ общего положения эмитентов
ценных бумаг). При этом существует целый ряд показателей, позволяющих
произвести подробный анализ эмитента (рентабельность, объем продаж, цены на
акции, уровень дивиденда ценных бумаг).
Общий расчет прибыльности портфеля ценных бумаг.
Рп = d1p1 + d2p2
+...+dnpn,
где d - доля ценных бумаг, р - доходность на них.
Все финансовые операции, а тем более формирование портфеля
ценных бумаг, связаны с риском. Различают специфический риск и системный
риск. Специфический риск связан конкретно с различными видами
ценных бумаг, где оценивается риск каждого выпуска. Этот риск оценивается в
зависимости от эмитента, от доходности. Риск снижается за счет диверсификации
портфеля.
Общий расчет прибыльности портфеля.
где D - дивиденд, t - срок, r - процент.
Системный риск вытекает из состояния самой
экономики, из состояния рынка. Этот риск определяется уровнем инфляции,
изменением налогообложения, политической ситуацией. Он слабо предсказуем. Тем
не менее, в развитых странах рассчитывают системный риск при помощи b - коэффициента. Существуют специальные
организации, рассчитывающие b -
коэффициент по многим видам ценных бумаг, устанавливая их рейтинг.
bкоэффициент
= доходность данной ценной бумаги / доходность рынка ценных бумаг в целом.
Если коэффициент равен 1, ценные бумаги имеют среднюю
степень риска, если больше единицы - рисковые, меньше единицы - с пониженным
риском.
Операции по управлению ценными бумагами.
1. Предварительное
накопление на специальных счетах, на специальных фондах средств для
инвестирования в ценные бумаги.
2. Выпуск ценных
бумаг, разработка документов, разработка условий выпуска, реклама, подбор
инвесторов.
3. Анализ рынка
ценных бумаг и выбор цели портфеля ценных бумаг.
4. Страхование
ценных бумаг и операций.
5. Погашение
обязательств по ценным бумагам, выплата процента, дивидендов.
6. Реинвестирование
дивидендов от ценных бумаг.
7. Создание
резервов против всевозможных потерь по ценным бумагам.
8. Проведение
собрания акционеров, принятие решений по управлению ценными бумагами.
Основные характеристики ценных бумаг.
Решая вопрос о приобретении ценных бумаг, их качество
оценивают по нескольким параметрам: надежность, доходность, ликвидность.
Надежность - уровень гарантий по сохранности
вложений.
Доходность и риск - тесно взаимосвязаны. Существует
обратная зависимость риска от доходности.
Ликвидность - способность ценных бумаг превращаться
в наличные деньги. Уровень ликвидности зависит от надежности и доходности.
Уровень выпущенных ценных бумаг на душу населения
говорит о благосостоянии нации. Например, в 80-ых годах: 1 место - Канада
(125 долл. на душу населения вложено в ценные бумаги). 2 место - США (118
долл.), 3 место - Япония (95 долл.), затем Англия (85 долл.), Мексика (12
долл.), Индонезия (1 долл.).
Цены и формирование цен ценных бумаг
Различают номинальную цену, цену продажи и рыночную цену
ценных бумаг. Номинальная цена акции устанавливается в момент
первоначального выпуска и зависит от суммы, на которую предполагается
выпустить акции, а также от количества выпускаемых акций.
Цена продажи. Учитывая условия размещения акций
(облигаций), конъюнктуру рынка, спрос на акции, цена продажи может быть
установлена (например, при номинале в 100 т. р.) в 95 или 110 т. р.
Установление рыночной цены - процесс очень сложный.
На него влияют политическая ситуация в стране, темпы инфляции, дефицит
бюджета, уровень цен. Процесс котировки очень динамичен. В более упрощенной
форме рыночная цена определяется как сумма дивиденда / средняя ставка
процента банка по вкладам , или
Пример: допустим, при проценте на депозитные
вклады, равном 25 % годовых и при сумме дивиденда в 500 руб. : (500 / (1 +
0.25)) = 400 руб.
Рыночная цена на акции со временем может значительно
изменяться (либо в сторону увеличения, либо уменьшения). Для того, чтобы
сделать акции более доступными, прибегают к расщеплению. Эта мера
оформляется через собрание акционеров, а затем выпускаются новые акции в
обмен на старые; если цены были низкими и еще упали, проводится консолидация
(снижение стоимости).
|