1. Сущность рынка государственных
ценных бумаг
1.1. Рынок государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг – особая форма торговли
финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение
государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой
страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных
бумаг выполняет следующие функции:
• во-первых, с его помощью осуществляется
централизованное заимствование государством временно свободных денежных
средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний,
различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы
традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита
государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации государственных
ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного
бюджета ;
• во-вторых, различные государственные ценные
бумаги активно используются при проведении центральными банками
денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью
государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в
обращении;
• в-третьих, государственные ценные бумаги,
будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания
ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений. [7]
Таким образом именно государственные ценные бумаги могут
стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в
случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.
Общая хозяйственная и политическая нестабильность
обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных
ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на
фондовой биржи.
Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и
вторичный, биржевой и внебиржевой.
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает
выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок
является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных
бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.
По организационным формам различают биржевой рынок
(фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.
Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не
допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются
также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами,
которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок
ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он
занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые
не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы
зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой
рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он
занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые
не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы
зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.
Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для
бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.
Фондовая биржа представляет собой организованный и
регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.
Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта,
работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под
обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие
действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца
ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий
субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами,
оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии,
накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные
от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных
денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной
стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.
Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью
привлечения средств для:
• финансирования текущего бюджетного дефицита;
• погашения ранее размещенных займов;
• обеспечения кассового исполнения
государственного бюджета;
• сглаживания неравномерности поступления
налоговых платежей;
• обеспечения коммерческих банков ликвидными
резервными активами;
• финансирования целевых программ, осуществляемых
местными органами власти;
поддержки социально значимых учреждений и организаций. [8]
Как уже раньше было сказано одним из направлений покрытия
бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных
ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг
является наиболее экономически целесообразным методом финансирования
бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном
банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование
кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования
ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой
установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие
дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот
необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией,
расстройством денежного обращения.
Правительство Украины, например, в 1996 году за счет
выпуска внутренних государственных займов планировало профинансировать
дефицит госбюджета в размере 150 трлн. крб, то есть на 32,5 %. Конечно же,
масштабы привлечения государством средств путем эмиссии ценных бумаг в разных
государствах далеко не одинаковы. Так, например, в 1989 году в Италии
соотношение общего объема выпущенных ценных бумаг и валовым внутренним
продуктом составляет 50,6 %, в Японии – 40,4 %, в то время как в Франции –
17,7 %, а в ФРГ – 16,6 %. [13]
Следует отметить, что необходимость выпуска долговых
инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее
выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года.
Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного
года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными
доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей
в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и
подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более
равномерное распределение по времени.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может
способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя
тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например,
Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные
налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо
в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов.
В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты,
благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному
внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов
между доходами и расходами бюджета.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для
финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также
для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать
не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым
обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые
по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые
обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных
ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с
помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые
обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо
меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже
ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные
бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из
основных источников финансирования внутреннего долга.
|