Альманах «ЭВРИКА»
Часть 7 ЛЕТАЙТЕ ДИРИЖАБЛЯМИ
АЭРОФЛОТА!
ЧЕЙ ГОЛОС?
В одном
из западногерманских городов было совершено преступление: похищен ребенок.
Вскоре в квартире его родителей раздался телефонный звонок. Похититель назвал
цифру денежного выкупа. Находчивый отец ребенка попросил отсрочку на сутки
якобы для экстренного поиска необходимой суммы. Условились о следующем
телефонном звонке на завтра. Потерпевший обратился в полицию, и сутки спустя
разговор прослушивался и записывался специальной аппаратурой. А еще через
день по местному радио сообщалось:
разыскивается
человек 42— 43 лет, уроженец земли Северный Рейн-Вестфалия, занимающийся
физическим трудом, лысый, грузный. После сообщения в эфире прозвучал
акустический монтаж из речевых элементов преступника. В течение часа около
сотни горожан обратились в полицию. Восемь из них назвали одно и то же лицо.
Подозреваемый был задержан. Плотник по профессии, 42 лет, выходец из Вестфалии,
тучный, лысый человек как раз и оказался преступником.
Распространение
магнитофонов побудило заинтересоваться проблемами голоса и криминалистов. В
нашей стране с 1966 года в законодательном порядке было разрешено
использовать магнитофоны для фиксации показаний на предварительном следствии
и в суде.
Звукозаписи,
полученные с соблюдением специальных правил, на следствии или в суде принято
называть процессуальными, но, кроме них, имеются еще ведомственные и бытовые.
Однако
голос человека — явление весьма сложное и далеко не полностью изученное. До
сих пор не утихает спор: одни считают, что он возникает под действием
голосовых связок, усиливается и окрашивается обертонами в гортани, полости
рта и носа; другие убеждены, что голосовые связки колеблются не под действием
струи воздуха, а их колебаниями управляют специальные сигналы из мозга. Но
главное: можно ли идентифицировать личность человека по голосу?
Видно,
не зря в средневековой Италии сведения о тембре голоса вносились в
полицейские паспорта наряду с ростом и цветом глаз. Но научно доказать, что
голос индивидуален, удалось сравнительно недавно: при конструировании
искусственного речевого тракта соединили последовательно 45 элементов, каждый
из которых мог принимать сто положений. Получается, разнообразие выходных
характеристик равно 45100. Причем это лишь модель, а не настоящий речевой
тракт.
В
разнообразии тембра голоса и заложена основа его индивидуальности. Крупный
психолог профессор А. Бо-далев даже подметил, что большинство людей почти
безошибочно определяют возраст человека по голосу (видимо, Ильф и Петров
ошибались, утверждая, что у женщин голоса неизменны).
Похожие
голоса встречаются, а вот одинаковых не бывает. Прислушайтесь к выступлениям
имитаторов голосов знаменитых актеров — А. Райкина, Л. Утесова и других.
Пародисты копируют не сам голос, а только манеру говорить или петь, интонации
и жесты.
Более
того, эксперименты профессора Р. Фарманн доказали: изменить собственный голос
— сделать его неузнаваемым — можно на протяжении всего 3—5 слов, а дальше
индивидуальные признаки возьмут свое. Разумеется, если сунуть в рот ложку,
все становится сложнее.
Индивидуальность
голоса несомненна, но этого мало — надо зафиксировать индивидуальные
свойства, изучить их и опознать так, как это делает живой анализатор — наш
слух. Такая необходимость в юридической практике возникает далеко не редко.
Расследование
уголовного дела связано с огромной работой по записи показаний участников
процесса, еще больший объем занимают судебные протоколы. Закон же требует «по
возможности дословной» записи всего, что говорят обвиняемые, свидетели и
потерпевшие. Но, как бы старательно ни велись записи, значительная часть
скрытой в них информации останется за пределами протокола: разве запишешь
эмоции, интонации, акценты — все, что отличает живую речь от мертвых букв? Обедненность
письменного протокола подмечена давно: еще в средние века его пытались
дополнить «протоколом поведения», где записывалось, при каких обстоятельствах
или с какой интонацией даны показания. В наши дни эта роль доверена
магнитофонам.
Казалось
бы, чего проще — мы ежедневно узнаем людей по голосу. Всего-то и надо построить
прибор по образу человеческого уха — и проблема «решена. Но уж очень сложно
устроено ухо. Ученые и инженеры пока не могут смоделировать его достаточно
близко к оригиналу. Исследования растянулись на долгие годы.
Во
многих странах для этой цели используются системы, состоящие из звукового
спектрографа, электронно-вычислительной машины и прибора для
распознавания образов.
Исследования
свойств голоса — не только криминалистическая, но и общетехническая
проблема. Чтобы роботы учились говорить и понимать словесные команды, надо
сначала четко определить составные элементы голоса и речи. И научить ЭВМ
понимать человеческую речь. Получается, в совершенствовании и машин и
человека цель общая — понять голос и распознать, чей он.
|