Альманах «ЭВРИКА»
Часть 7 ЛЕТАЙТЕ ДИРИЖАБЛЯМИ
АЭРОФЛОТА!
В КОСМОС — НА КОЛЬЦЕ?
Рано
или поздно, чтобы предотвратить перегрев атмосферы, надо будет вынести на
орбиту наиболее энергоемкие производства, так считают многие ученые и
специалисты. Но панацея ли это? Ведь даже 1 процент мировой промышленности,
«подвешенный» над планетой, потребует 10 миллиардов тонн грузооборота. Вновь
расход энергии, нагрев атмосферы...
Инженер
из Гомеля А. Юницкий считает, что проблема в принципе разрешима. Нужно лишь
отказаться от ракет как традиционного космического транспорта. В качестве
альтернативы Юницкий предлагает опоясать земной шар по экватору кольцом. Если
затем растянуть это кольцо всего на 2—4 процента, оно оторвется от земной
поверхности и поднимется на сотни километров в космическое пространство.
«СВЕРНУТЫЙ» МАЯТНИК
Если бы
в космосе была точка опоры, к ней можно было бы подвесить гигантский маятник,
способный раскачиваться между Землей и космическим «островом», доставляя туда
и обратно пассажиров, сырье и продукцию. Поскольку в космосе такой точки
опоры нет, Юницкий предлагает «свернуть» маятник в кольцо и расположить его
по экватору. Тогда центр тяжести кольца совпадет с центром тяжести планеты.
Иными словами, появится «точка опоры» и колебания «маятника»-кольца будут
пульсациями: обод, охвативший Землю, станет то расширяться, то стягиваться.
На «вдохе» кольцо, расширившись на 300—400 километров, уйдет к космическим
заводам, унося туда сырье, на «выдохе» на Землю будет доставляться готовая
продукция. В этой аналогии чрезвычайно важно одно обстоятельство: чтобы
подпрыгнуть, необходимо оттолкнуться от пола, а чтобы дышать, никакого
механического контакта с другими телами не требуется.
Как же
все-таки это должно выглядеть? Представим себе уходящую в обе стороны за
горизонт кольцевую эстакаду стометровой высоты. Охватывающая экватор -эстакада
пройдет по многим странам, пересечет океаны. На водных участках, которые
преобладают над сухопутными, опоры эстакады предполагаются плавучими,
заякоренными на дне. На суше в ее зоне расположатся энергетическое и
эксплуатационное хозяйства, индустрия космического уклона, города-спутники,
станции формирования пассажиро- и грузопотока космического следования —
словом, все то, что так или иначе связано с взаимодействием человека с
космическим пространством. Кроме того, по эстакаде пройдут мощные линии энергопередачи
и других коммуникаций, а также главная транспортная артерия планеты — линия
пассажирского и грузового трубопроводного транспорта.
Венчает
эстакаду десятиметровая в диаметре «труба» длиной 40 тысяч километров. Она-то
и явится Общепланетным Транспортным Средством (ОТС), согласно проекту А. Юницкого.
Но
почему вдруг это охватывающее Землю кольцо должно, как уверяет Юницкий, без
всяких видимых причин беззвучно и медленно подняться вверх и скрыться
за облаками? Неужели, оторвавшись от опоры, оно не изогнется, не
переломится, сохранит свою форму?
НЕВЕСОМОЕ КОЛЬЦО
Как мы
уже знаем, для выхода в ближний космос растянуть кольцо надо совсем немного —
2—4 процента от начальной длины.
Но как
растянуть такую громадину, даже если телескопические соединения и позволят
это?
Кольцо
растянут внутренние силы. Для первого «вдоха» потребуется, правда,
колоссальный расход энергии— около 10 тысяч миллиардов киловатт-часов,
считает Юницкий. Но дело в том, что на это придется пойти только один раз.
При первом «вдохе» растянувшееся кольцо израсходует весь энергетический
запас, но на обратном пути («на выдохе») ОТС фактически будет «падать» на
Землю, сжимаясь и накапливая силы для нового цикла.
Что же
даст начало «дыханию» кольца-маятника, иными словами, что позволит ОТС
оторваться от Земли?
В
«теле» кольца есть узкий канал, из которого выкачан воздух. В нем крутится
бесконечная металлическая лента. Поддерживаемая магнитной подвеской, лента
эта играет роль ротора огромного электродвигателя. В транспортном средстве с
этим предварительно раскрученным до определенной скорости тяжелым маховиком
размещают грузы и пассажиров. С командой «старт» ротор начинает набирать
обороты. Лента несется в вакуумированном канале все быстрее, и как только
скорость ее сравняется с первой космической, магнитные подвески перестают
«ощущать» ее вес. Тем не менее бег ленты все ускоряется. Магнитные подвески
начинают воспринимать нагрузку, но уже в противоположном направлении — это
значит, что, уравновесив вес ленты, на подвески, а значит, и на корпус
ОТС
начали
давить центробежные силы. Их равномерное давление и растягивает кольцо ОТС.
Сбрасываются захваты, удерживающие его на эстакаде, и ОТС, расширяясь,
всплывает вверх. Работающая как гигантский волчок лента внутри ОТС создает
удивительную жесткость, и никакие ураганы не способны изменить геометрическую
форму кольца.
В
космосе двигатели кольца переключают на генераторный режим. Лента станет
тормозиться. Но куда девать вырабатываемую таким образом энергию? Для этой
цели в ОТС предусмотрена вторая лента-маховик, расположенная над первой. Если
разогнать ее так же, как первую, но в обратную сторону, то их скорости сравняются
и кольцо перестанет расширяться.
Есть и
еще одна тонкость. Если кольцо ОТС — средство коммуникации с будущими
космическими заводами или городами, то как осуществить «пересадку»? Ведь
«всплывшее» к ним ОТС неподвижно, тогда как они несутся в пространстве с
первой космической скоростью. Здесь на помощь приходят законы механики.
Разогнав
изначально первую ленту, мы не только накопили кинетическую энергию, но и
создали огромный момент количества движения. Когда же первая лента
тормозится, а вторая разгоняется в обратном направлении, момент этот,
естественно, уменьшается. Но поскольку в природе существует как закон
сохранения энергии, так и закон сохранения момента количества движения,
корпус ОТС придет во вращение.
Он
будет двигаться в том же направлении, что и первая лента, пока не сравняется
в скорости с космическим «островом». Это позволит осуществить стыковку. При
спуске кольца все будет происходить в обратном порядке. Для нового же цикла
придется лишь незначительно «подзаправиться» электричеством, поскольку КПД
двигателей хоть и очень высок, но все же не стопроцентен.
Конечно,
все вышеизложенное лишь в общих чертах обрисовывает проект А. Юницкого: автор
просчитал все до мелочей, вплоть до стоимости ОТС. Но, помимо технической
смелости проекта, возникает и другой вопрос: реально ли такое грандиозное
сооружение? Ведь ойо протянется по множеству стран, пересечет океаны,
потребует небывалых затрат.
В
принципе ничего невозможного нет в преодолении и этих трудностей.
Экваториальные государства могли бы договориться об отведении особой
международной зоны для ОТС. Конечно, потребуется много металла.
Однако,
если нынешний мировой автопарк вытянуть в цепочку, он сорок раз обовьется
вокруг планеты по экватору. Значит, в техническом отношении человечеству
вполне по силам смонтировать экваториальный «обод». И, наконец, стоимость: по
предварительным подсчетам, он обойдется в 10 триллионов рублей.
Недешево!
Но здесь, пожалуй, и заложен ответ на все вопросы. Такой грандиозный проект
может быть осуществлен только разоруженной планетой. И только на ней он будет
иметь смысл. Общепланетное Транспортное Средство может быть создано только
усилиями всего мира, ибо оно будет решать общечеловеческие проблемы, а не
проблемы отдельных государств. И последнее: проект Юницкого — смелая
фантазия, подкрепленная определенными расчетами. И он нацелен на будущее. Но
ведь и «астрогорода» тоже фантазия. Пока еще...
|