Альманах «ЭВРИКА»
Часть 7 ЛЕТАЙТЕ ДИРИЖАБЛЯМИ
АЭРОФЛОТА!
НЕ ПЕРЕКЛЮЧАЯ СВЕТА ФАР
По
самым скромным подсчетам, на дорогах мира сегодня светит около миллиарда
автомобильных фар. И выдано около четырехсот патентов на различные средства,
мешающие им ослеплять водителей встречных машин. Но ни одно из этих
предложений до сих пор не удовлетворило Комиссию по безопасности движения ООН.
Анализируя
технические решения в этой области, изобретатель И. Галай пришел к
неожиданному выводу: главная беда их в том, что все они в той или иной мере
стараются притушить излучаемый фарой световой поток. А это противоречит
инстинктивному стремлению водителей сохранить для себя наибольшую
освещенность пути. И поэтому изобретатель решил не гасить лучи, а изменить
форму и распределение света в пучке от фар.
В современных
фарах пучок дальнего света имеет такую форму, что практически в любой точке
сечения лучи нацелены в лицо встречному водителю. Чтобы избежать этого, И. Галай
предложил за обычным стеклом фары устанавливать дополнительно призматическое
стекло. Последнее состоит из набора призм, расположенных в эшелонированном
порядке. Отсюда и их название — «призматический эшелон».
Работает
это устройство предельно просто: оно разделяет световой поток от лампы на
отдельные пучки. И в зависимости от расположения призм по-разному направляет
их на дорожное полотно. Скажем, левую сторону дороги такая фара освещает
строго по оси движения автомобиля и на расстоянии не более 80—110 метров —
этого достаточно для нормального разъезда встречных машин. Причем освещенность
в этом потоке от дороги и выше постепенно снижается до нуля. Правую же
сторону дороги фара освещает на 170 метров: этот поток не мешает встречному
движению, а обочина и дорожные знаки видны даже лучше, чем при обычных фарах.
Остается
добавить, что «призматический эшелон» легко устанавливается как на новых, так
и на эксплуатирующихся автомобилях. А его широкое применение обещает избавить
водителей от необходимости переключать свет фар.
|