Альманах «ЭВРИКА»
Часть 6 ЭНЕРГИЯ С
ОРБИТЫ
Синтетическое ТОПЛИВО СЕГОДНЯ И
ЗАВТРА
Во
многих странах мира проводятся научно-исследовательские и опытные работы с
целью создания новой технологии производства моторного топлива, газа и сырья
для химической промышленности. Основа такой технологии — уголь, горючие
сланцы и нефтеносные пески, запасы которых намного превышают запасы нефти.
Синтетическое
жидкое топливо и газ из твердых горючих ископаемых производят сейчас в
ограниченном масштабе. Дальнейшее расширение производства синтетического
топлива сдерживается его высокой стоимостью, значительно превышающей
стоимость топлива на основе нефти.
Поэтому
сейчас интенсивно ведется поиск новых экономичных технических решений в
области синтетического топлива. Поиск направлен на упрощение известных
процессов, в частности, на снижение давления при ожижении угля с 300—700
атмосфер до 100 атмосфер и ниже, увеличение производительности
газогенераторов для переработки угля и горючих сланцев и
также разработку новых
катализаторов синтеза метанола и бензина на его основе.
Наша
промышленность на многие годы обеспечена запасами нефти для производства моторного
топлива и других целей. Тем не менее в целях экономии ценнейшего сырья у нас
разрабатывается технология производства синтетического топлива. Сейчас, в
частности, осваивается новая технология переработки горючих сланцев методами
газификации и высокоскоростного пиролиза. Единичная мощность
агрегатов—1000—3000 тонн сланца в сутки. Для сравнения: производительность
уже действующих равна 200— 300 тоннам в сутки.
В
восточных районах страны, например в Канско-Ачинском буроугольном бассейне,
залегают малосернистые и малозольные угли. На их базе планируется организация
крупномасштабного производства электроэнергии и синтетического топлива.
Специалисты разрабатывают технологию гидрогенизации угля под относительно
невысоким давлением водорода — до 100 атмосфер. Экономические расчеты
свидетельствуют о том, что производство моторного топлива из углей будет в
перспективе конкурентоспособно с переработкой нефти. Уже заканчивается
строительство опытного предприятия, где будут испытываться угли различных
сортов с целью получения различных продуктов, в том числе синтетического
топлива.
Использование
на электростанциях угля непосредственно в виде топлива выдвигает проблему
производства газа из угля. Дело в том, что его сжигание приводит к
загрязнению окружающей среды. Предварительная газификация угля и сжигание
очищенного газа на электростанции позволяют не только защитить окружающую
среду от вредных выбросов золы, сернистых и азотистых соединений, но также
существенно снизить расход металла и затраты на создание предприятия.
В
настоящее время проектируется энергетический блок мощностью 250 мегаватт, в
составе которого предусмотрена предварительная газификация угля.
Мелкозернистый уголь будет перерабатываться под давлением до 20 атмосфер в
кипящем слое. Применение техники кипящего слоя позволяет значительно
интенсифицировать газификацию и создавать агрегаты с большой единичной
мощностью.
Многочисленные
оценки экспертов свидетельствуют о высокой стоимости предприятий по получению
синтетического топлива. Однако, используя дешевый уголь, добываемый открытым
способом, в перспективе можно создать экономичное производство. Для этого
требуются интенсивные разработки всех стадий производства (подготовка
топлива, переработка, очистка продуктов и пр.).
Необходимо
подчеркнуть важность организации международного сотрудничества по проблеме
синтетического топлива, включающего откровенный обмен информацией. Примером
может служить деятельность Координационного центра — «Новые методы утилизации
углей». Центр объединяет усилия стран — членов СЭВ, организует кооперацию и
международное разделение труда, содействуя ускорению решения задачи.
Проблема
организации производства синтетического топлива носит глобальный характер. В
ее решении заинтересованы многие страны мира. Объединение их усилий в этом
направлении позволит ускорить решение проблемы, будет способствовать экономии
нефтегазового сырья и более рациональному использованию
топливно-энергетических ресурсов мира.
|