Альманах «ЭВРИКА»
Часть 4
ДЕЛЬФИН ПАСЕТ СЕЛЕДКУ
ОБЕЗЬЯНА... ПОКУПАЕТ БАНАН?
Можно ли
научить обезьяну совершать покупки? Причем не в плане цирковых
представлений, не на потеху зрителю. А так, чтобы она совершала свои
«товарные сделки» в силу собственной потребности, в свое, так сказать,
удовольствие... Вопрос, поставленный именно таким образом, для науки не праздный.
Любопытнейший
эксперимент, проведенный Анатолием Ивановичем Счастным, ответил однозначно:
да, можно! Но для этого, конечно, пришлось поработать и над формой «денег»
для обезьяны — они должны быть достаточно простыми в обращении. Пришлось
потрудиться и над тем, чтобы обучить обезьяну «читать» эти деньги.
Доктор
биологических наук А. С частный, сотрудник Института физиологии имени И. П.
Павлова в Ленинграде, выбрал для проведения этого эксперимента шимпанзе. И не
одну обезьяну, а двух, чтобы... Впрочем, все по порядку.
Сначала
шимпанзе была только в роли пассивного «покупателя». Роль эта оказалась
достаточно несложной: нужно было только есть, пить и играть. Правда,
экспериментатор при этом стоял у нее, образно говоря, «над душой». А именно:
прежде чем предлагать еду обезьяне, он показывал ей треугольный жетон; лишь
предъявив квадратный жетон, поил ее; затем, обратив внимание обезьяны на
жетон круглой формы, исследователь предлагал ей какую-либо игрушку. Все это
повторялось не один раз. И вот когда обучение, по мнению ученого, достигло
своей цели, настала пора экзамена. Трудно, конечно, сказать, кто здесь больше
волновался — экзаменуемый или экзаменатор. Наверное, все же сам
экзаменатор...
В
распоряжении шимпанзе были предоставлены сразу все три вида «денег»:
треугольный, квадратный и круглый жетоны. Обезьяна, достаточно голодная к
тому времени, недолго думая, выбрала треугольный жетон («деньги на еду»!)
и... протянула его человеку. Обед был заработан честно, да и отметку, будь у
шимпанзе зачетная книжка, можно было бы с твердой уверенностью поставить
отличную. Тем более что, испытывая жажду, она столь же безошибочно выбрала
квадратный жетон. А вздумав поиграть, отдала человеку круглый. Что и
говорить, «покупатель» из обезьяны вышел отменный!
И все
же, согласитесь, участие человека в такой акции может навести на мысль: а не
было ли там подсказки (прямой или косвенной, какая разница!), не слукавил ли
экзаменатор, пытаясь помочь своему меньшому брату? Да и само уже то, что
партнером обезьяны в этом необычном «товарообороте» являлось лицо,
несравненно более высокоразвитое, стоящее на высшей ступени эволюции,
человек, конечно же, облегчало существо дела.
Но вот
если свести этих обученных шимпанзе друг с другом без посредничества
человека? Если дать им возможность попытаться наладить контакт с себе равными?
Каков тут будет исход? Хватит ли ума, как говорится, не поссориться, понять
намерения друг друга?
Скажем
сразу: обезьяны из этой необычной для них жизненной ситуации вышли с честью.
«Сделка» состоялась на уровне. Подробности же таковы. Чтобы обеспечить
естественную потребность в самом акте «купли-продажи» обеих сторон, одна из
обезьян была накормлена и напоена, и рядом с нею была положена еще в избытке
пища (бананы); вторая же обезьяна — голодная — владела к моменту встречи
лишь... игрушкой. Обе были снабжены — можно так выразиться без особой
натяжки!—необходимыми «деньгами на карманные расходы». То есть у каждой был
полный набор жетонов для участия в «торговле». И вот («голод' не тетка!»)
голодная обезьяна подает' сигнал бедствия своей соседке: сквозь тонкую
решетку, разделяющую клетку, она протягивает ей «пищевой» треугольник.
Владелица
бананов благосклонна: не торгуясь, она демонстрирует свою верность принятому
курсу акций — в обмен на данные ей «треугольные деньги» просовывает между
прутьями решетки банан. И... не удержалась от искушения! Очень уж ей, как
видно, приглянулась игрушка, и она сама становится покупательницей: просит
уступить «по сходной цене» вещь, держа в руке «деньги на игрушку», круглый
жетон. Игрушка куплена... Обе стороны явно удовлетворены общением!
Стоит
повторить в заключение: не ради забавы был организован этот в общем-то забавный
эксперимент. Он свидетельствует: высшие животные способны принять систему
условных сигналов для общения, предложенную людьми, и вступать — сих помощью
— в контакт и с человеком, и с себе подобными.
|