Альманах «ЭВРИКА»
Часть 4
ДЕЛЬФИН ПАСЕТ СЕЛЕДКУ
У БАБОЧКИ — РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Бабочки
могут совершать перелеты на сотни и тысячи километров — их миграцию из Европы
в Америку обнаружил еще Колумб. При этом скорость полета у некоторых бабочек
превышает пятьдесят километров в час. Но дело в том, что летает дневная
бабочка совсем не так, как, скажем, большинство насекомых или птицы.
Вспыхнул
экран, и на нем появилась бабочка-лимонница, медленно, словно нехотя
шевелящая двумя парами своих крыльев,— ее снимали скоростной кинокамерой.
Крылья поднимались все выше и выше, пока, наконец, не «склеились» в
пластинку. Потом так же неторопливо пошли вниз, распахнулись во всю ширь и
снова «склеились» под брюшком.
Именно
это «склеивание» и смущало ученых. Как вообще такая бабочка может держаться в
воздухе, если почти треть времени взмаха у нее сложены крылья? Ведь в таком
положении они не создают подъемной силы, и бабочка тут же должна была терять
высоту. Почему же этого не происходит?
Поиском
ответа на этот вопрос и занялись ученые Института эволюционной морфологии и экологии
животных имени А. Н. Северцова Академии наук СССР. В лаборатории морфологии
беспозвоночных под руководством доктора биологических наук В. Свешникова были
проведены сотни экспериментов, во время которых полет бабочки-лимонницы
снимали со скоростью 2000 кадров в секунду. Потом исследователи десятки раз
анализировали заснятые пленки, делали отпечатки с отдельных кадров, меняли
ракурс съемки. И рапидная съемка позволила им обнаружить то, чего не знали до
сих пор: при «склеивании» крыльев как в верхнем, так и в нижнем положении
бабочка не только не теряла высоты, а, наоборот, нередко рывком увеличивала
скорость и взмывала вверх. За счет чего?
Стрекочет
кинопроектор, и поднимающиеся крылья бабочки на экране сходятся все ближе.
Вот они уже почти слились в узкую вертикальную черту. Но что это? Между
задними крыльями над телом насекомого отчетливо виден канал почти с
правильным овальным сечением.
Вот это
и есть реактивный двигатель. Удалось установить, что в полете бабочка весьма
хитроумно смыкает крылья. В какой-то момент передняя пара образует своего
рода воздухозаборник, а задняя — реактивный канал. Самое же интересное
происходит тогда, когда он заполнится воздухом. Задние крылья продолжают
сближаться, но не одновременно всей поверхностью, а как бы волной: сначала
сходятся передние кромки, а уже потом — задние. Благодаря этому крылья с
силой выталкивают «зажатую» между ними порцию воздуха из «сопла», создавая
тем самым реактивную струю...
Обычно
эта струя направлена под небольшим углом вниз. Поэтому часть реактивной силы
удерживает бабочку в воздухе и даже помогает набрать высоту, а другая часть
сообщает ей скорость. Когда же бабочка разводит крылья, делая очередной
взмах, канал распадается. Но теперь уже он и не нужен — она летит на машущих
крыльях.
|