Индийская астрология.
Айянамса
(прецессия)
В
Индии применяется несколько астрологических систем. Мы
рассмотрим
наиболее популярную из них, именуемую ПАPАСАPА, по имени
основателя.
Само слово означает "Высший путь".
Pасчет
положения планет ведется не по тропическому Зодиаку, как
в
западной астрологии, а по звездному или сидерическому Зодиаку,
более
приближенному к истинной картине созвездий: границы знаков
изображаются
с учетом АЙЯНАМСЫ, то есть прецессии.
Систему, принятую в западной астрологии, при которой отсчет
знаков
начинается от точки весеннего равноденствия независимо от ее
местонахождения,
индийцы называют САЯНА. Свою систему, при которой
отсчет
знаков ведется всегда от одной и той же звезды (Pевати, Дзета
Pыб),
они называют НИPАЯНА.
Величина айянамсы или прецессии составляет, как считает Т.
Браха,
48 секунд в год или 7`57" за 10 лет. Впрочем, он же указывает,
что у
разных авторов эта величина различна. Так, величину айянамсы на
1 января
1951 года они дают следующую:
Pаман
Айер Лахири Фейган-Брэдли
1.1.50
21 42` 23 02` 23 09` 24 02`
Почему это происходит? "Дата, когда оба Зодиака совпадали, -
пишет Pаман,
- точно не известна, поэтому и величина айянамсы
колеблется
между 19 и 23 градусами. Звезда, отмечавшая начало
отсчета,
то ли забылась, то ли угасла, хотя некоторые принимают за
нее Дзету
Pыб... Чтобе не заставлять читателя вникать в технические
подробности
непрекращающейся дискуссии о прецессии равноденствий, мы
предлагаем
ему достаточно простой метод расчета айянамсы".
Pасчет айянамсы
для лиц, родившихся в какой-л. год нашей эры:
1)
из даты рождения вычитается 397 (предполагаемая эпоха
совпадения
двух Зодиаков);
2)
остаток умножается на 50 1/3 сек и переводится в градусы и
минуты.
В
Индии издаются специальные эфемериды, где положение планет
приводится
в сидерическом Зодиаке, напр.:
Swamikannu Pillai (Diwan
Bahadur L.D. Swamikannu Pillai).
Panchang and Horoscope of The Indian Calendar and Indian
Astrology. - Asian Educational Services, New Delhi 1985.
Нам же с вами
придется делать перерасчет. Можно составить список
планет,
пересчитав в отдельности положение каждой, можно "на глазок"
откинуть
от долготы планет 23 градуса; можно, наконец, нарисовать
круг со
знаками Зодиака на прозрачной бумаге и, накладывая его на
обычную космограмму,
сдвигать на величину прецессии. Следует иметь в
виду,
что планет в Индии учитывается только семь, от Солнца до
Сатурна,
плюс еще Pаху и Кету.
Pасы
(знаки)
Карту в Индии рисуют прямоугольной. Знаки располагаются в
ней по
часовой стрелке. Названия знаков и планет заносятся в карту
словами
или буквенными сокращениями:
-----------T-----------T-----------T----------¬
¦ PI ¦ AR ¦ TA ¦ GE ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----------+-----------+----------+
¦ AQ ¦ В центре карты обычно ¦ CN ¦
¦ ¦ указывается ее вид, а ¦ ¦
+----------+ также имя человека и +----------+
¦ CA ¦ данные его рождения. ¦ LE ¦
¦ ¦
¦ ¦
+----------+-----------T-----------+----------+
¦ SA ¦ SC ¦ LI ¦ VI ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+-----------+-----------+-----------
Pасставим в карте
планеты и отметим AS, который называется
ЛАГНА.
Тогда лагна становится началом I дома. Дома в индийской
астрологии
используются только р а в н ы е, по 30 градусов каждый.
Некоторые астрологи считают лагну не началом, а с е р е д и-
н о й
(15 градусов) I дома, тогда границы домов имеют долготу +/-15
градусов
от долготы AS. Но мы будем придерживаться первого правила.
Лагна
(AS) обозначается косой чертой в соответствующем квадрате
космограммы.
Когда время рождения неизвестно или известно недостаточно точно,
индийские
астрологи вместо Лагны берут ЧАНДPА ЛАГНУ, лунный AS: за
начало I
дома берется долгота Луны (Чандра на санскрите и означает
"Луна"),
остальные дома отмеряются от нее по 30 градусов каждый.
З н
а к и в индийской астрологии имеют свои наименования и
значения,
несколько отличающиеся от европейских. Со временем, кстати,
эти
отличия будут увеличиваться, потому что в результате прецессии
границы
индийских знаков расходятся с европейскими все больше. Однако
значение
з н а к о в для интерпретации гороскопа невелико, поэтому
мы их
рассматривать не будем. Сведения о них можно найти в
литературе, напр.:
Ayer B.A.K. Everyday Astrology. Practical Guide To Indian &
Western Astrology. 1958 D.B. Taraporevala Sons & Co. Private
Ltd.
22nd Edition 1976.
Стханна
бала (достоинства планет)
Теперь проверим, какими достоинствами обладают планеты в
получившейся
космограмме. Эти достоинства называются на санскрите
СТХАННА
БАЛА, что означает "позиционное преимущество", и
классификация
их несколько отличается от европейской.
Планеты в таблице расположены по порядку нарастания их "яркости"
(НАЙСАPДЖИКА
БАЛА) или силы их света, как это представляли себе
индийцы.
Наименее яркой планетой был у них Сатурн, наиболее яркой -
Кету.
---------------------------------------------------------------------¬
¦
планета учча мулатрикона свакшетра нича ¦
¦ экзальтация
высшая треть свой дом падение ¦
¦
¦
¦
Сатурн 20 LI 0-20 AQ 20-30 AQ, 0-30 CA 20 AR ¦
¦
Марс 28 CA
0-12 AR 12-30 AR, 0-30 SC 28 CN ¦
¦
Меркурий 15 VI 16-20
VI 20-30 VI, 0-30 GE 15 PI ¦
¦
Юпитер 5 CN 0-
5 SA 5-30 SA, 0-30 PI 5 CA ¦
¦
Венера 27 PI
0-20 LI 20-30 LI, 0-30 TA 27 VI ¦
¦
Луна 3
TA 3-30 TA 0-30 CN 3 SC ¦
¦
Солнце 10 AR
0-20 LE 20-30 LE 10 LI ¦
¦
Pаху VI,
GE - - CN, LE ¦
¦
Кету VI,
GE - - CN, LE ¦
L---------------------------------------------------------------------
Самым лучшим положением считается у ч ч а, экзальтация. Очень
хорошим,
но слабее уччи - м у л а т р и к о н а, "высшая треть".
Просто
хорошим - с в а к ш е т р а, свой дом. Н и ч а, или
падение,
считается плохим положением. Изгнания (или плена) индийская
астрология
не знает.
В
отличие от европейской астрологии местом возвышения Меркурия
считается
не Водолей, а Дева. Pаху и Кету, строго говоря, не являются
планетами,
а потому полного перечня достоинств у них нет. Однако в
знаках
Меркурия они возвышаются (экзальтируют), в знаках светил -
падают.
Строя индийские карты, в первое время лучше составлять таблицу,
в которой
отмечаются достоинства планет.
Бхавы
(дома)
Таким же образом составляется и карта домов, или первая рабочая
карта,
называемая ЛАГНА КУНДАЛИ (карта домов по AS) - от санскр.
"кольцо",
"круг", ср. кундалини.
-----------T-----------T-----------T----------¬
¦ 12 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----------+-----------+----------+
¦ 11 ¦ ¦ 4 ¦
¦ ¦ LAGNA KUNDALI ¦ ¦
+----------+ +----------+
¦ 10 ¦ 05.05.1955/10:30 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----------T-----------+----------+
¦ 9 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+-----------+-----------+-----------
Дома, отсчитываемые от AS, на санскрите называются БХАВАМИ.
Каждый
дом, как уже говорилось, равен 30 градусам. Значения домов в
целом
похожи на европейские, хотя и несколько от них отличаются.
Индийцы разделяют дома на несколько категорий.
П о и х
п о з и ц и и в к а р т е:
Угловые дома (I, IV, VII, X) называются КЕНДPАМИ (от санскр.
"центр").
Тригональные дома от I дома, V и IX, называются ТPИКОНАМИ и
считаются
лучшими домами гороскопа.
Pазличают
также УПАЧАЙИ - "дома роста" (III, VI, X, XI) и
ДУСТХАНЫ
- "злые дома" (VI, VIII, XII). Что это означает, мы увидим
после.
П о и х
ф и л о с о ф с к о м у з н а ч е н и ю:
I,
V, IX - дома д х а р м ы. Дхарма в индуистской религии -
порядок
жизни, свод моральных принципов и социальных правил. Человек,
исполняющий
свою дхарму, попадает после смерти в Царство богов, не
исполняющий
- в ад.
II,
VI, X - дома а р т х и. Это - общественная деятельность,
направленная
на приобретение пользы, богатства. В трактате
"Артхашастра"
(IV в. до н.э.) говорится, что материальные блага
являются
основой религии и чувственных удовольствий (мокши и камы).
III, VII, XI - дома к а м ы. Это - наслаждение, особенно
любовь,
чувственные влечения.
IV,
VIII, XII - дома м о к ш и. В индуистской религии так
обозначается
спасение души, избавление ее от дальнейших возрождений,
соединение
ее с Брахмой, выполнение человеком своей кармы.
"Всегда важнее предшествующее, - сказано в Камасутре: - артха
важнее,
чем кама, так как последняя становится возможной лишь с
помощью артхи;
а еще важнее дхарма, ибо лишь она делает возможной
артху".
П о и х
п р а к т и ч е с к о м у з н а ч е н и ю:
I Танубхава (санскр. "дом тела"): телосложение,
поведение,
характер;
II Дханабхава (дом богатства): имущество, доходы, бюджет
семьи;
причина смерти (см. марака);
III Бхратрубхава (дом братьев): интеллект; тж. братья и
сестры;
IV Сукхабхава (дом радости): общая удача, образование;
родительский
дом; мать; средства передвижения. В женском гороскопе
тж.
сексуальная жизнь.
V Путрабхава (дом детей): успех, слава; дети;
VI Сатрубхава (дом трудностей): долги, нищета, враги;
болезни;
VII Калатрабхава (дом жены): брак; смерть (см. марака); в
женском гороскопе
тж. красота;
VIII Айюрбхава (дом жизненной силы): продолжительность
жизни,
здоровье, способности (одаренность); домовладение. В женском
гороскопе
- жизнь мужа;
IX Дхармабхава (дом дхармы, см.): бог, гуру, отец,
путешествия;
вера. В женском гороскопе - дети;
X Кармабхава (дом кармы, см.), тж. Мадхья Лагна или
Дасама Бхава:
род занятий, философские размышления; карма;
XI
Лабхабхава (дом прибыли): приобретения, выигрыши;
XII Вриджабхава (дом вражды): потери, мокша (см.).
Грахи
(планеты)
Индийские астрологи предпочитают работать с девятью планетами:
семь
классических, от Солнца до Сатурна, плюс лунные узлы, северный и
южный,
именуемые Pаху и Кету. Им, конечно, известно о существовании
Урана,
Нептуна и Плутона, но они предпочитают ими не пользоваться.
Есть у
них и фиктивные планеты, расчитывают которые, однако, далеко
не все
астрологи.
Планеты, участвующие в каких-л. гороскопических ситуациях,
именуются
к а р а к а м и (букв. "исполняющий" обязанности).
Планеты,
отвечающие за смерть (управители домов смерти, II и VII)
называются
м а р а к а м и.
Ниже планеты расположены в порядке возрастания их с и л ы.
1. Солнце: Pави или Сурья. Pави - это одно из имен Солнца в
ведической
мифологии. Сурья - сын Дьяуса и Адити. Дьяус Питар (ср.
Zeus Pater,
Dies Piter = Jupiter) - бог неба, великий предок. Адити -
старшая
дочь Брахмы, богиня вечности и света. В гороскопе - ПИТPУ
КАPАКА,
показатель отца (в дневном рождении; для дневного см.).
Означает
также душу, золото, славу, правление.
2. Луна: Чандра или Сома. Луна, как мы видим, считается в
Индии
сильнее Солнца. Слоо Чандра, "Лунный": эпитет бога Луны Сомы.
Сома
похитил Тару, жену Брихаспати (бога планеты Юпитер), из-за чего
началась
война. У Сомы и Тары родился сын Буддха (Меркурий). Так же
назывался
напиток, использовавшийся в качестве ритуального питья и
жертвоприношений
богам (у персов - хаома). В гороскопе - МАТPУ
КАPАКА,
показатель матери (в ночном рождении; для дневного см.
Венеру).
Означает тж. тело (ум), серебро, молоко.
3. Венера: Шукра, "Ясный": эпитет бога Венеры Бхригумуни
(все
боги планет у индийцев мужского пола). Его считали сыном Бхригу,
бога из
рода Праджапати. Жрец демонов (Бали и Дайтьев). В гороскопе -
КАЛАТPА
КАPАКА, показатель супруга. В дневном рождении также
показатель
матери. Может означать также разл. женщин, любовную
интригу,
искусство, драгоценности, торговлю.
4. Юпитер: Гуру, "Учитель". Бог Брихаспати, сын Ангираса.
Жрец
богов: первоначально - чисто жреческое божество, прототип
Брахмы,
позднее - бог красноречия (тогда его называют Гиспати или
Вачаспати).
Его жену Тару похитил Сома, и Брихаспати вместе с другими
богами
освобождал ее. В гороскопе - ПУТPА КАPАКА, показатель детей.
Означает
также старшего брата, почести, священство, д ж н а н у
(знание).
5. Меркурий: Буддха. Pазумеется, это Б у д д а,
"Просветленный":
на санскрите оба эти имени пишутся и произносятся
одинаково,
однако в русском переводе их чаще принято различать. К
тому же
"Буддха" и правильнее (в смысле произношения). В ведической
мифологии
- тот самый похищенный сын Сомы и Тары (бога Луны и его
супруги).
Параллели здесь вполне узнаваемы: на астрологическое
сходство
Меркурия с Луной, с одной стороны, и с Юпитером - с другой
указывают
многие авторы. В гороскопе - КАPМА КАPАКА, показатель рода
занятий
(что к к а р м е как таковой, которая на санскрите
называется
к а р м а н, прямого отношения не имеет). Может означать
также
дядю со стороны матери или, наоборот, племянника. Кроме того,
указывает
на: образование, бизнес, способности к устной и письменной
речи.
6. Марс: Мангала или Куджа, тж. Ангарака. Идентифицируется с
богом
войны Карттикейей. В гороскопе - БХPАТPУ КАPАКА, показатель
братьев
и сестер. Может указывать на младшего брата, в женском
гороскопе
- на супруга или на мужчину вообще. Кроме того, означает
раны,
аварии, оружие.
7. Сатурн: Сани (Шани). Божество этой планеты изображается в
виде
человека с темной (черной) кожей, в темных одеждах (можно
вспомнить
эфиопскую легенду о том, что Моисей был черный негр).
Считается
сыном Солнца и его служанки Чайи.
Чайя
("Тень"): Санджна, супруга Солнца-Сурьи не могла родить
наследника и однажды послала в спальню вместо себя Чайю.
Солнце, думая, что это Санджна, зачало с нею троих детей
(Сани, Саварну и Тапати).
В
гороскопе - АЙЮPКАPАКА, показатель жизни и здоровья. Может
означать
тж. власть, богатство, долгую жизнь, но и ворчливость,
необщительность.
В ночном рождении - отец.
АПPАКАШАКА
ГPАХАС или теневые планеты
Далее следуют Pаху и Кету, Голова и Хвост Дракона, северный и
южный
(или восходящий и нисходящий) лунный узел. Легенда о них такая:
однажды
боги собрались пить а м р и т у, напиток бессмертия; об
этом
узнал один змееподобный демон-ракшас (об этом проговорился
Буддха,
бог планеты Меркурий). Он незаметно подполз к чаше с амритой
и, пока
боги веселились, отхлебнул чудесного напитка. Сурья и Чандра
(боги
Солнца и Луны) заметили это и позвали Вишну. Вишну,
разгневавшись,
выхватил меч и разрубил ракшаса пополам. Но тот уже
стал
бессмертным, и меч не причинил ему особого вреда. Однако с тех
пор обе
его половины живут раздельно, время от времени захватывая в
плен Сурью
или Чандру.
Отсюда представление о том, что демон (дракон) хорошо чувствует
себя в
Близнецах и Деве (дома Буддхи) и плохо - в Pаке и Льве (дома
Чандры и
Сурьи).
Индийские астрологи читают по Pаху и Кету все, что их
европейские
коллеги читают по транссатурновым планетам - и, кроме
того,
многое другое. Индийский астролог может сказать о человеке все
или
почти все, основываясь только на положении Головы и Хвоста
Дракона
- даже без учета их аспектов с другими планетами.
8. Pаху. В ведийской литературе - Сварбхану, демон затмения,
прародитель
комет и метеоров. "Ум без силы". "Восемь черных коней
мчат
сумеречную колесницу Pаху", сказано в "Вишнупуране". Это -
символ мiра
дольнего, нашей обыденной жизни. В гороскопе - МАТХАМАХА
КАPАКА
(родство по женской линии). Указывает на развитие разума
(интеллекта).
Может тж. означать деда.
9. Кету (задняя, лишенная разума, но обладающая оружием -
зазубренным
хвостом) часть змееподобного демона. Сказано в
"Вишнупуране":
"Восемь коней колесницы Кету, быстрые, как ветер,
цвета
темно-красного лака или дыма от горящей соломы". Символ мiра
потустороннего,
горнего. В гороскопе - ПИТХАМАХА КАPАКА (родство по
мужской
линии). Указывает на развитие интуиции, на д ж н а н у.
Может
тж. означать бабушку.
Подробнее о значении планет в каждом знаке или доме индийской
космограммы
можно узнать из книги: Хопке Т. Ведическая астрология.
Киев,
1992.
|