«ДИВО» русская книга рекордов и достижений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА: Наука и техника: Железнодорожный транспорт
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
ИЗОБРЕТЕНИЕ
ПАРОВОЗА
Паровоз
был изобретен в России в 1833 году отцом и сыном Черепановыми, русскими
механиками-изобретателями. В 1835 году они создали второй, более мощный
паровоз. Чугунная рельсовая дорога (построенная ими же) протяженностью 3,5
километра была проложена в Нижнем Тагиле от Выйского завода до Медного
рудника.
ПЕРВАЯ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Первая
пассажирская железная дорога была открыта в России для движения 30 октября
1837 года: между Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность составляла 24
версты (25,6 километра). А в 1851 году была открыта железная дорога Петербург
— Москва протяженностью около 650 километров. У паровозов тех времен были
свои имена: «Богатырь», «Орел», «Слон», «Лев», «Стрела», «Проворный».
Вагоны
третьего класса на первых русских железных дорогах находились в передней
части состава. Вагоны были снабжены жесткими скамьями, но не имели крыши,
поэтому пассажиры чаще ездили... под скамьями, где спасались от искр, снопами
вылетавших из паровозной трубы, и холода.
ПЕРВЫЙ
В МИРЕ ТЕПЛОВОЗ
Первый
в мире тепловоз (мощностью 1000 лошадиных сил) был построен ленинградскими
заводами «Красный путиловец» (ныне объединение «Кировский завод»), Балтийским
и «Электрик». Тепловоз впервые появился на путях Октябрьской железной дороги
6 ноября 1924 года. С 1957 года полностью прекращен выпуск паровозов,
паровозостроительные заводы переключились на выпуск тепловозов.
ПЕРВАЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
Первый
электрифицированный пригородный 19-километровый участок железной дороги (Баку
— Сабунчи — Сураханы) был открыт для движения первых электричек 6 июля 1926
года. Затем в 1929 году вступил в эксплуатацию участок Москва — Мытищи
Северной железной дороги (17,7 километра).
САМЫЙ
МОЩНЫЙ ЭЛЕКТРОВОЗ
Самым
мощным в мире электровозом является построенный в 1985 — 1986 годах в
Новочеркасске «ВЛ-86». Этот локомотив был построен специально для работы на
Байкало-Амурской магистрали. Причем ему не страшна даже температура до минус
60 градусов по шкале Цельсия. Мощность электровоза — 11 400 киловатт (15 287
лошадиных сил) — позволяет ему развивать максимальную скорость 110 километров
в час.
СОСТАВ-ТЯЖЕЛОВЕС
Представьте
себе поезд из более чем... 400 вагонов, общей длиной 6 километров 450 метров.
Скажете, — невероятно. Но именно такой поезд с рекордным весом 43 467 тонн
провели по трассе в начале 1986 года железнодорожники Целинной железной
дороги совместно с учеными московского и ленинградского транспортных
институтов. Состав тащили несколько локомотивов.
САМЫЙ
МАЛЕНЬКИЙ ПАРОВОЗ
Микромастер
Михаил Маслюк представил на выставку в Политехнический музей в Москве макет
паровоза, на котором В. И. Ленин в 191/ году прибыл из эмиграции в Петроград
на Финляндский вокзал. Паровоз был установлен на срезе человеческого волоса.
На площади в один квадратный миллиметр можно разместить 600 таких паровозов.
САМАЯ
ДЛИННАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Самой
длинной железной дорогой в мире считается Транссибирская магистраль,
протяженностью 9438 километров от Москвы до Находки на Дальнем востоке. На
этом пути 97 остановочных пунктов. Чтобы проехать по ней из конца в конец,
необходимо более 8 дней.
Байкало-Амурская
северная магистраль (БАМ), протяженностью 3145 километров, строительство
которой силами заключенных началось в 1938 году и возобновилось в 1974 году,
была введена в действие 27 октября 1984 года Для реализации этого проекта
необходимо было выбрать 382 миллиона кубических метров земли и построить 3901
мост.
|