«Чудеса и Приключения» 11/95
Нам нужны панацеи. Настоящие!
Михаил ДМИТРУК
БОРИС
АЛЕКСЕЕВИЧ МИНИН - инженер, изобретатель, ученый-экономист, инициатор
создания системы почетной сертификации, президент Федерального центра
сертификации, первый вице-президент Отделения общественного развития
Международной Академии информатизации, автор более 100 научных работ - статей
и книг по целому ряду направлений. Но главное, как считает сам Борис Алексеевич,
он - автор методики оценки общественной значимости творческих достижений,
изобретений, открытий, исследований, перспективных научных разработок. За
счет реализации новшеств и обновляется общественное производство, идет
прогресс.
В
беседе с нашим корреспондентом Борис Алексеевич рассказал о своей методике на
примере расчетов общественной значимости открытия Т. Я. Свищевой.
— Можно
ли выразить в цифрах, понятных простым людям, эффект разработки Тамары
Яковлевны?
— Конечно.
Годовой экономический эффект этого новшества (потенциальный!) нами определен
примерно в полтора триллиона рублей. Разумеется, следует говорить еще
и о социальном эффекте. Не могу не сказать, что взяться за эти расчеты
меня заставили не только весьма впечатляющие первые публикации о работе Т. Я.
Свищевой, но и сами научные материалы, любезно предоставленные автором. Судя
по всему, передо мной оказалось то, что не без иронии в народе называют
панацеей, а наука обновления (новистика) — инвариантом, то есть новшеством
очень большого масштаба полезного эффекта. Так вот, мое твердое убеждение:
именно подобные инварианты нам главным образом и нужны. И они требуют особого
общественного внимания с самого дня появления!
— Как
их распознать среди потока средних, сереньких, как отличить от огромного
множества произведений воспаленного ума, очень похожих на настоящие? Как их
оценить (взвесить) по общественной полезности, учтя все плюсы и минусы,
и главное — как научиться наиболее эффективно реализовывать лучшее?
— Чаще
всего для оценки очень значимого мы пытаемся использовать такие слова, как
«огромный», «большой», «замечательный», «прекрасный», «талантливый»,
«великий» и другие. Но много ли они выражают без цифр, без меры? Очевидно,
есть области глубоко гуманитарные, скажем, философские, где именно вербальная
характеристика что-то и дает. Но мне лично кажутся смешными и достойными
сочувствия потуги, например, рекламщиков, которые пытаются подменить точную
характеристику рекламируемого предмета его раскрашенным словесным описанием
или, скажем, более-менее удачной постановкой телевизионных клипов. Получается
какое-то извращение, подмена соревнования товаров соревнованием рекламоизготовителей.
Так же
неуклюже мы оцениваем новшества, научные открытия, изобретения...
Предположим, у той или иной фирмы оказались «лишние» деньги, и она решила их
вложить в общественно полезное дело. Что и как она может выбрать? Задача не
из легких. Между прочим, проведенные нами несколько лет назад в сфере
Госкомизобретений расчеты общественной значимости (ранга) сотен самых разных
научно-технических достижений: НИОКР, изобретений и официально
зарегистрированных открытий показали, что различия их между собой по
общественной полезности — более чем на девять десятичных порядков, то есть в
миллиарды раз!
Разработанный
нами метод — как раз для подобных расчетов.
Еще
несколько слов о презрительно бросаемом в лицо исследователям слове
«панацея». Сразу заметим: ПАНАЦЕЯ, по энциклопедическому определению,— это
несуществующее лекарство, на поиски которого были направлены тщетные усилия
средневековых алхимиков. Но в то же время «ПАНАС» — латинское название
женьшеня, корня жизни. Следовательно, панацеи нам нужны, и разработка
Т. Я. Свищевой — одна из них.
В
середине прошлого века молодому врачу из Австро-Венгрии Игнацу Земмельвайсу
пришла в голову простая до невозможности мысль: повсеместная тогда в Европе
20-процентная смертность рожениц — это не Божье наказание. Причина его в том,
что акушеры моют руки не до, а после родов... Земмельвайс нашел причину
(сделал открытие) и на какой-то интуиции, откровением, нашел и предложил
лучший до сих пор антисептик — хлорную известь (сделал изобретение).
Заметим,
тогда человечество еще не знало о микробах, и неудивительно, что у научной
общественности это открытие вызвало не просто непонимание, это был для них
стресс, повод для негодования. Открытие напрочь отвергли и глухо замалчивали
почти полвека. За это время слишком настойчивого автора сгноили в психиатрической
больнице. Знаете, во что вылилось это непризнание «панацеи» Европе? В 100
миллионов жизней женщин в самом расцвете сил. Вот цена людского
консерватизма!
Вспомним,
например, десятилетия борьбы чуть ли не всей научной медицинской
общественности против «панацеи» К. П. Бутейко — его открытия, что глубокое
дыхание является причиной большинства болезней. Если бы не перестройка, он
боролся бы за выдачу госслужбой СССР авторского свидетельства гораздо больше,
чем 26 лет. Не говоря уже о реализации идеи. Сейчас он это делает силами
своей очень неплохо организованной фирмы. И для открытия Т. Я. Свищевой
необходима общественная поддержка, нужны понимающие общую пользу спонсоры.
Ведь она предлагает бороться со скрытыми источниками нескольких массовых
болезней. Выгоды тут очевидны, и можно надеяться на международное
сотрудничество. Необходима в первую очередь общероссийская клиника типа
глазной больницы С. Федорова, естественно, при первоначальной поддержке
государственными (бюджетными) ассигнованиями.
— Значит,
рынок все-таки помогает новаторам?
— И
да, и нет. Рынок, который мы сотворили по образу и подобию существующих па
Западе образцов, крайне далек от идеала. В нем властвуют злые стихии.
Потребитель в нем слеп и глух, прогресс при нем похож больше на зигзаг, чем
на прямую линию. Кроме того, этот рынок небезопасен природе и самим людям. Мы
уже изгадили все, что могли,— и в природе, и в себе, прочно внедрили в себя
потребительскую психологию, консерватизм и жестокий эгоизм.
Наши
настойчивые предложения во все мыслимые инстанции по оценке и безусловной
компенсации всего ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОГО ВРЕДА - НАПРИМЕР, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО; или
от задержки признания и внедрения потенциально эффективных изобретений; или
от введения неоптимальных законов и т. д.— не пробиваются ни через какие
административные преграды, и судьба социально важного открытия,
эквивалентного по значимости нескольким миллионам человеко-лет среднего труда
— хотя бы той же Т. Я. Свищевой, ну никак не замечается теми, кому это
положено по службе, и никто не несет за это ответственности.
— Как
вы работали над определением общественной и экономической значимости открытия
Т. Я. Свищевой?
— Вкратце
метод включает определение потенциального научного, социального и
экономического годового эффекта и срока морального износа. Их произведение
(полный потенциал) определяет полный ранг новшества как десятичный логарифм
отношения полного потенциала к среднегодовой производительности одного
человека. С учетом этапов разработки определяется средняя вероятность
использования потенциала и по нему — «доказанный ранг», а по результатам
фактического использования — «ранг фактический». Все виды расчетов я
приводить здесь не буду. Заинтересованные в методике пусть обращаются
непосредственно в наш центр сертификации.
— Каковы
же ваши общие выводы?
— По
высокому масштабу потенциального воздействия конечных результатов на
экономическую, социальную и научную сферы открытие Т. Я. Свищевой,
безусловно, принадлежит к числу общественно полезных и весьма эффективных.
Исследования в данной области следует продолжать на самом высоком уровне и
преодолеть консерватизм нашей медицинской «элиты». Я предлагаю поставить под
общественный контроль те средства, которые будут выделены для активизации
исследований, поставив наносимый обществу ущерб (нереализованный эффект
открытия) в прямую зависимость от времени затягивания окончательных решений и
внедрения.
Конечно,
здесь нужна широкая помощь средств массовой информации. При этом следует
серьезно позаботиться об информированности медицинской научной
общественности.
Закончу
обращением к тем, кто изобретает, открывает, предлагает нечто дельное,
близкое к какой-либо панацее: «Со всем принципиально новым, перспективным и
неожиданным обращайтесь непосредственно в Федеральный центр сертификации. Мы
поможем. Телефон есть в редакции».
|