«Чудеса и Приключения» 10/05
ПРИЗРАК В ЗАКОНЕ. ПРИРОДЫ
Сергей Степанов
Физик-оптик Алексей Бутаков, родственник Рахманинова, часто
приезжает в бывшую усадьбу Игнатове, где когда-то гостил его знаменитый предок.
Но влечёт питерца сюда не только семейная память, но и... здешние привидения,
тайну которых он попытался разгадать.
«РАЙСКИЙ УГОЛОК»
Усадьба Игнатово находится в 24 километрах к северо-западу
от города Сергача Нижегородской области. Электрические столбы и чей-то
коттедж, выстроенный на фундаменте барского дома, - вот, пожалуй, и все
приметы нашего времени. Остальное - как в позапрошлом веке. Вокруг зелёные
луга, дубравы, вьющаяся ужом речка Пьяна, голубое зеркало озера,
одурманивающий запах сирени, трав, земляники...
Сергей Рахманинов называл эти места «райским уголком». В
1897 году он провёл здесь, в усадьбе своего родственника отставного генерала Скалона,
четыре месяца.
Узнав, что композитор переживает творческий кризис и
депрессию, вызванные оглушительным провалом Первой симфонии, одна из дочерей Скалона,
Людмила, пригласила его в гости.
Рахманинов был очарован и природой, и приветливыми
хозяевами. В Игнатове к нему вернулось вдохновение. Вопреки запретам врачей
он сделал здесь первые наброски нового оркестрового сочинения и, вероятно,
написал широко известный романс «Поутру, на заре, по росистой траве я пойду
свежим ветром дышать».
Согласно одной из версий, композитор посвятил романс Вере
Скалой, с которой его связывало сильное взаимное чувство. В Рахманинова была
безнадёжно влюблена её сестра Людмила.
ВИДЕНИЕ У ОЗЕРА
Призрак Людмилы появился в Игнатовском парке ещё... при её
жизни. Первое рандеву представителя потустороннего мира в облике молодой и
красивой женщины с кухаркой Скалонов Машей Колчиной состоялось спустя пять
лет после визита Рахманинова в усадьбу.
В тот вечер Маша шла из Игнатова в село Луговое навестить
родителей. Идти надо было версты три по знакомой с детства тропинке.
Вечерело. Над озером плыл какой-то странный холодный туман. Вдруг из него
вынырнула лодка, прозрачная, словно кисея. На ней стоял самовар, из которого
Людмила Скалой как будто наливала чай...
«Быть такого не может!» - подумала Маша. Уходила - Людмила
в своей комнате сидела, обед туда ей подавала. Как она могла её опередить?
Разве только на ковре-самолёте.
А лодка всё плывёт и плывёт. И самовар-то знакомый, ещё
когда музыкант этот гостил (его дворовые за глаза Скелетом звали), блажь ему
в голову вошла: на лодке чай попить. Да так покатался, что утопил самовар.
Ныряли, искали его, а не нашли. А самовар знатный был, лужёный, двухвёдерный,
начищенный до блеска. В него, как в зеркало, смотреться можно было...
Лодка исчезла так же неожиданно, как и появилась. Словно
увлек её на дно озера белый клубящийся туман.
ВСТРЕЧА С ДВОЙНИКОМ
Рассказ кухарки семейство Скалонов восприняло скептически.
Рассуждали так: Маша - девушка молодая, фантазия у юных особ порой плещет
через край, а тут ещё именины. Праздничное настроение, возбуждённое состояние
- мало ли что может показаться. И вообще: должно существовать какое-то приемлемое
объяснение тому, что случилось с Машей, а раз его нет, значит, и ничего не
было.
А тем временем Людмилу скрутила хвороба. Ей казалось, она
слышит, как тикают часы на втором этаже, а шёпот - чуть ли не за километр.
Мучила бессонница, чудилось, что кто-то чужой тяжело шевелится в темноте.
Тело слабело,страх завладел душой.
Однажды ночью она проснулась. Ярко светила луна; липкая от
её сияния озёрная гладь походила на листовую медь. А в комнату будто втекал
голубоватый туман - дитя воды и ночного светила.
Потом она услышала чей-то голос, который звал её. Людмила
встала с постели, набросила халат и вышла в коридор. Сделала несколько шагов
и обомлела: в тумане, как в зеркале, она увидела... себя. Её бледный двойник
глядел на девушку в упор. Было странно смотреть на своё отражение, на этот
призрак, явившийся из бесконечности, из глубины времён, обманувший и жизнь, и
смерть.
Видение исчезло. Людмила открыла окно и услышала, как
кричат совы, призывая друг друга к любви, и каждое" дерево, каждый куст
в саду, казалось, вели между собой тихую беседу...
БЕСТЕЛЕСНЫЕ ОРИГИНАЛЫ
Сегодня в окрестностях Игнатова мало кто помнит о генерале Скалоне
и его детях. Но заброшенный усадебный парк по-прежнему влечёт к себе
почитателей таланта Рахманинова. Люди добираются сюда, преодолевая немалые
трудности, чтобы полюбоваться здешней природой, подышать воздухом, напоённым
запахами трав, хотя бы частично окунуться в ту атмосферу, которая помогла
композитору выйти из глубочайшей депрессии. Нередко те, кто приходит в Игнатово,
сами переживают нечто подобное.
Впрочем, тут возникает крамольный вопрос: разве может быть
целебной местность, где давно «прописался» призрак? Обычно эти существа
предпочитают селиться в аномальных, геопатогенных зонах, в подземельях,
развалинах...
- Игнатовские привидения - не типичные представители
потустороннего мира, - считает житель Санкт-Петербурга Алексей Бутаков. - Они
словно дают понять: мы - сами по себе, а место - само по себе, мы против его
целительной силы не возражаем...
К Рахманинову Алексей имеет самое непосредственное
отношение.
- Мать композитора, Любовь Петровна, в девичестве носила
фамилию Бутакова. Она родом из села Онег Новгородской губернии - там находилось
поместье её родителей, генерал-майора Петра Ивановича и Софьи Александровны.
Семейство Бутаковых было довольно многочисленным. Брат Любови Петровны, Иван
Петрович, - мой прадед.
Алексей Николаевич окончил Ленинградский университет, по
специальности физик-оптик, работает на заводе голограмм имени Вавилова.
Но что же, помимо памяти рода, влечёт его в Игнатовский
парк?
«ФОТОАТЕЛЬЕ» НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Бутаков сразу раскрывает карты:
- По моему мнению, призраки, уже набившие всем
оскомину, - это не порождение неведомых тёмных сил, не вечно блуждающие
безвинно убитые души, которые не могут найти успокоение, а обычное физическое
явление. В его основе лежит голограмма, сотворенная самой природой.
Вначале небольшой ликбез. Фотокамера, используемая для
получения снимков, фиксирует на плёнке излучение, рассеиваемое объектом; при
этом трёхмерные предметы представлены в виде плоских двухмерных изображений.
Голограмма позволяет получать объёмную картину благодаря интерференции волн.
Иначе говоря, на фотоплёнке оставляют свои «автографы» не только амплитуда,
но и фазы световых волн, излучаемых тем или иным объектом. Для этого на
плёнку одновременно с волной, рассеиваемой предметом, направляют с помощью
лазера вспомогательную волну.
- Как же природа «выпекает» голо граммы из ничего? -
спрашиваю я собеседника. - И потом, насколько мне известно, все голограммы,
вышедшие из рук человека, статичны, а призраки движутся, издают какие-то
звуки...
- Да, обычные голограммы статичны, - соглашается со мной
Алексей Николаевич. - Но есть и движущие ся объёмные картинки - с их помощью,
например, анализируются быстро протекающие процессы в ядерной физике. Природа
всегда мудрее человека. Она давно изобрела то, к чему мы ещё только ищем
подходы.
«ЧУДЕСА» ТВОРЯТ СВЕТИЛА
- Не так давно я в очередной раз приехал в Луговое,
- продолжает свой рассказ Бутаков. - У меня там друзья, заночевал у них. А
рано утром направился к бывшей усадьбе Скалона. (Время выбрано не случайно: в
роли лазера солнце может выступать либо на рассвете, либо на закате - именно
тогда оно имеет фиксированную амплитуду и фазу.) Подойдя к озеру, я
встретился с «чудом».
Всё началось с тумана, клубящегося над водой. Его структура
стремительно уплотнялась, и Бутаков увидел то, что так долго хотел увидеть, -
призрачную хозяйку усадьбы Людмилу Скалон. Это была она - Алексею Николаевичу
доводилось держать в руках её фотографии. Но контакта между человеком и
призраком не произошло, да и не могло произойти - в этом питерец абсолютно уверен.
- Разве может фотография, хоть и трёхмерная, что-то
сказать? - Его обращенный ко мне вопрос звучит риторически.
- А как же голос, который вроде бы вас окликал? -
спрашиваю я.
- Когда человек соприкасается с непознанным явлением, он
невольно приписывает ему свойства, которыми оно не обладает. Потому что это настолько
необычно, до такой степени не укладывается в общепринятые рамки, что очевидцы
уже не могут быть объективными. Упал, к примеру, в данный момент камешек с
обрыва, зашуршала трава, а я принял эти звуки за оклик. Не случайно все
рассказы об аномальщине не совпадают в деталях.
Эти доводы трудно опровергнуть. Однако у меня в запасе ещё
одно «но».
- Вы говорите, что в тёмное время суток
привидения-голограммы не могут возникнуть. А ведь Людмила Скалон встретилась
со своим двойником ночью.
- В роли лазера тогда выступила луна. «Запечатлев» однажды
голограмму хозяйки усадьбы,светило при определённых условиях может вновь и
вновь вызывать к жизни это изображение. Но для этого «римейка» нужно
воспроизвести температуру и влажность воздуха, направление ветра - в общей
сложности несколько десятков исходных параметров.
И все они должны совпасть! По теории вероятности, такой
случай может представиться в среднем один раз в 1600 лет! Но на самом деле
эти ситуации наблюдаются гораздо чаще. Механизм подобного «ускорения» неизвестен.
|