|
О буддизме за 5
минут Буддизм, или учение Будды, на санскрите называется "Дхарма",
т.е. "все явления" или "учение о природе всех вещей". Окончательной целью учения
является достижение просветления, т.е. полного раскрытия потенциала ума, для
блага всех существ. Буддизм
возник на рубеже VI - V веков до н.э. в северной
Индии, где учил исторический Будда Шакьямуни Гаутама. После смерти Будды его учение распространилось по
многим странам Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Ныне буддизм существует в
виде многих разных школ и течений, подавляющее большинство из которых, несмотря
на значительные разтличия в методах, являются
подлинными, т.к. происходят от самого Будды и ведут к одной той же цели. (Считается, что всё учение Будды содержит 84 000 поучений и методов
развития ума, предназначенных для разных людей. В каждой
из школ Путь состоит из трех частей: 1)
философия, или теория, объясняющая, каким является мир, как работает ум
человека, в чем причина страданий и как ее устранить, и т.д.; 2)
медитации, т.е. практические упражнения, посредством которых теория
превращается в непосредственный опыт; 3) образ
жизни, или способы удержания достигнутого уровня развития ума Школы
буддизма различаются главным образом по их принадлежности к одной из "Трех
Колесниц": 1)
Хинаяна или "Малая Колесница" (др. название - Тхеравада
или "Учение Старейшин"). Эти поучения Будда дал первыми. Философская
основа этого уровня - "Четыре благородные истины": 1. Есть страдание.
2. У страдания есть причина. 3. Есть конец страдания. 4. Есть путь, ведущий к
концу страдания. Медитации уровня Хинаяны нацелены на успокоение ума. В
повседневной жизни практикующий принимает
"внешние" монашеские обеты, отказываясь от мирской жизни с ее
соблазнами, и таким образом избегает ситуаций, которые могли бы вести к
страданию. Высшее достижение - т.н. "малая нирвана", т.е. полное
спокойствие ума и переживание пустотности своего эго.
Практикующие Хинаяну - в основном монахи. 2)
Махаяна или "Великая Колесница". Философская основа - поучения о
пустоте всех явлений и сочувствии ко всем существам. Медитации нацелены на
получение опыта пустоты и развитие сочувственной мотивации. В повседневной
жизни практикующий Махаяну соблюдает "внутренний" обет Бодхисаттвы -
во всех своих действиях руководствуется благом других существ. Высшее
достижение - окончательное просветление, полное раскрытие потенциала ума. Среди
практикующих есть как монахи, так и активные,
преуспевающие миряне. 3) Ваджраяна или "Алмазный Путь" (др. название
"Тантраяна" или "Колесница тантр"). Философская основа Ваджраяны
- поучение о Будда-природе, изначально присущей всем существам. Медитации - это упражнения, в
которых практикующий отождествляется со своей Будда-природой. В повседневной жизни упор делается на
"чистое видение" - умение видеть мир так, как его видят Будды, и
действовать как Будды. Высшее достижение - окончательное просветление.
Практикующие этого уровня - в основном миряне и йоги, т.к. на Алмазном Пути
очень подчеркивается важность богатого жизненного опыта и умения действовать в
интенсивных ситуациях жизни. Основной
письменный источник буддизма - полное собрание прямых поучений Будды, оно
называется по-тибетски "Канджур" и содержит
108 томов. "Тенджур", комментарии к словам
Будды - это 254 тома философских трудов буддийских ученых разных эпох. На
уровне Ваджраяны, кроме теоретических поучений,
необходима передача прямого опыта медитации, что возможно только при
непосредственном контакте с учителем-Ламой. Школа
Карма Кагью тибетского буддизма относится к уровню
Алмазного Пути. Она сложилась в XI-XII веках в Индии и Тибете
и основана на материнской тантре, которую Будда Шакьямуни впервые передал ученику по имени Ваджрагарбха. Среди мастеров этой школы наиболее
известны: Тилопа, Наропа, Майтрипа (Индия, XI век), Марпа, Миларепа, Гампопа (Тибет, XI-XII
века). Главой
школы Карма Кагью является Кармапа,
"Король йогов Тибета", первый в истории сознательно перерождающийся
Лама. Сейчас в Калимпонге (Индия) живет 17 Кармапа Тхайе Дордже,
ему 19 лет. Школа Кагью насчитывает сейчас более 350
центров медитации за пределами Тибета - в демократических странах Юго-Восточной
Азии, Европы, Северной и Южной Америки, а также в Австралии и Новой Зеландии.
Большинство этих центров возникло и развивается благодаря активности первых европейских
учеников Его Святейшества 16 Кармапы - Оле и Ханны Нидал. Елена Леонтьева
. |