Знахари и знахарки
("знающие люди") — те волхвы или ведуны (см.),
которые преимущественно занимаются лечением. Они одни, по народному преданию,
не знаются с нечистой силой, ходят в страхе Божием и прибегают к помощи
креста и молитвы. Иногда, впрочем, им приписывали способность
"наводить" болезни, "напускать". Те из Знахарей, которые
лечили исключительно травами (зельями), назывались зелейщиками (см.). Знахари-заклинатели,
умеющие заговаривать змей и злых животных и могущие сообщить спрашивающим их
"некая неизреченная", носили название обаянников. Затем, Знахари-лекари
специализировались и по способам лечения и по болезням. Главнйшие из способов
лечения: 1) шептанье (см. Заговор) — самый распространенный способ; 2)
массаж, употребляемый б. ч. вместе с шептаньем, при заболеваниях брюшной
полости и при болях спины; 3) водолечение, употребляемое во всевозможных
случаях и видах (ванны паровые и теплые, иногда соленые, общие и местные,
холодные души, горячие и холодные компрессы и др.), особенно часто против
детских болезней, и 4) травки — в чистом виде, в отваре или микстуре с
другими предметами. З. более других пользовались уважением народа и, при
всеобщем гонении на волхвов, поощрялись даже самими московскими царями, напр.
к собиранию трав. Вплоть до конца XVIII в. они были главными лекарями почти
всех слоев русского общества. Вера в них сохранилась во многих местах и
поныне. Число их значительно превышает число медиков. Многие из них кормятся
знахарством и передают свои знания по наследству из рода в род. Существует
предание, что Знахарь, не успевший передать своего искусства, испытывает
тяжкие предсмертные муки и нередко встает, после смерти, из гроба. Некоторые
лечат даром, "для Бога", "для спасения души".
См. Гринцевич, "Народная медицина" (в
"Вестнике Евр." 1892 г., № 8); "Малорусские знахари и их способы
лечения" (в "Правительственном Вестнике", 1892 г., № 66); И.
Иванов, "Знахарство, шептанье и заговоры" (в "Киевской
Стар." 1885 г. № 12), и литературу под словами: Волхвы на Руси и
Заговор.
Знахарями назывались также в древней Руси послухи-свидетели,
призывавшиеся при решении спорных вопросов о границах земельных участков.
|