Звон колокольный, церковный
— одна из существенных принадлежностей христианского
храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к
богослужению и для оповещения времени его начала; 2) для возвещения не
присутствующим в храме момента совершения более важных молитвословий и
священнодействий во время литургии и др. богослужений; 3) для выражения
праздничного торжества и духовной радости христиан в наиболее великие
праздники — помимо богослужения. Колокола введены в употребление при церквах
на Западе с VIII в. (по другим известиям — еще в IV в., в городе Ноле, при
епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению служили
деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились
мерные ударения молотом или палкою, отчего эти доски и носили название
"била" или "клепала". И в более поздние времена, а иногда
и в настоящее время в монастырях для призыва к богослужению употребляются
"била" и "клепала". Колокола в церковном уставе назыв. кампаны
(от римской провинции Кампании, где они в первый раз были отлиты из меди) и тяжкая
(βαραία) — от "тяжких", т. е.
сильных, звуков больших колоколов. Обыкновенно при православных церквах
бывает несколько колоколов разной величины, с разными названиями,
соответствующими их употреблению или происхождению. В первом отношении
различаются колокола: праздничный, воскресный, полиелейный (в те дни, когда
на всенощной бывает "полиелей"), будничный, зазвонный, малые
колокола. Во втором отношении на Руси в старину различались колокола: царский
(т. е. устроенный на средства, данные царем), боярский, слободской,
чудотворцев (т. е. устроенный кем-либо в честь чудотворца, имени которого
посвящен монастырь). Все колокола помещаются большею частью в особом здании
(колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен
на более отдаленное пространство. Нередко они помещаются на крыше храма или в
башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в
особых небольших зданиях — звонницах, а иногда и в самом храме, с зап.
стороны. З. в колокола при богослужениях бывает четырех родов: 1) благовест —
мерные ударения в который-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным
призывом к богослужениям; 2) перезвон, когда ударяют во все колокола по
очереди, он бывает перед водосвятными молебствиями, перед литургиею в
храмовые праздники и др.; 3) собственно З., когда одновременно ударяют в два
или более колокола; 4) трезвон, когда З. производится в несколько колоколов
или во все колокола ("во вся тяжкая"), в три приема (три звона) —
при начале богослужения, после благовеста и т. п. Когда в какой колокол
производить благовест — это подробно определяется церковным уставом, равно
как и продолжительность З. В Великом посту З. сокращается до минимума.
Установлено производить двенадцать ударений в самый большой колокол
кафедрального собора города - по кончине епископа, и в таковой же колокол
приходской церкви — по кончине ее священника. В церквах католических и
протестантских З. производится через раскачивание колокола, а в православных
— мерными ударами языков. Правильная последовательность колокольных звуков
доводится звонарями-виртуозами до степени музыкальной мелодии, исполняемой
иногда по нотам. В 70-х гг. нынешнего стол. ростовский протоиерей Израилев
устроил схему колокольного З. по правилам музыкальной гаммы, применительно к
которым им производится подбор колоколов и самое их изготовление на заводах.
Изобретение его, одобренное Св. Синодом, ныне входит в повсеместное
употребление по мере устроения новых церквей и при них набора колоколов.
Кроме употребления богослужебного, церковный З. служит еще для набата в
случае пожара и для указания пути заблудившимся во время вьюг и буранов.
Указом Синода 1771 г. предписано отнюдь не допускать до колокольного З. или
набата в случаях смут и беспорядков в селах, для чего при входах на
колокольни велено устроить крепкие затворы. Иногда (напр. в 1750 г. в Москве)
колокольный церковный З. употреблялся для созыва народа к слушанию в церквах
катехизического учения. См. "О призыве к богослужению в правосл.
церкви" (ст. С. П. Казанского, в "Трудах 1 археологич.
съезда", М., 1871).
|