Зара-Якоб, абиссинский царь
("Семя Иакова", 1434—1468) — знаменитый царь и
писатель абиссинский; царское имя его — Константин. Время его совпадает с
периодом упорной борьбы с мусульманами, осевшими в восточных, приморских
областях Абиссинии и отрезавшими ее от моря. З.-Якоб одержал решительные
победы над ними, особенно над султаном Бадлаем, и над собственными непокорными
вассалами, опиравшимися на них; в его царствование мусульмане сидели
спокойно, и З.-Якоб имел возможность посвятить себя внутренним реформам, в
которых сильно нуждалась одичавшая Абиссиния. Эта сторона его деятельности
была продолжением и завершением попыток его предшественников и коснулась как
светской, так и особенно церковной жизни; о последней идет речь в написанной
самим З.-Якобом замечательной "Книге Света", свидетельствующей о
богословских познаниях ее автора и проливающей немало света на культуру
Абиссинии XV в. Сущность реформ в области государственной сводится к
возвеличению особы монарха: она делается совершенно недоступной и даже
невидимой; феодальные владения сосредоточиваются в руках членов царской
фамилии, главным образом царских дочерей, а когда это оказывается неудачным,
вместо вассальных князей посылаются наместники. Духовная сторона. реформы
состояла: а) в попытках искоренения рецидивов язычества, б) в противодействии
ересям, из которых иные были как будто протестантского направления (напр. стефаниты),
в) в борьбе с суевериями, и г) в стремлении поставить высшим авторитетом Св.
Писание. Последнее, однако, привело к результатам далеко не тем, каких ожидал
З.-Якоб. Недостаток культуры вызвал веру в "81 писание", куда
наряду с Библией входили апокрифы и книга "Синодос",
соответствующая нашей "Кормчей". З.-Якоб придавал этой книге,
прошедшей через монофизитские руки, большое значение и вводил ее усиленно во
все области своего царства, даже послал в абиссинское иерусалимское подворье.
Результатом этих реформ было узаконение почитания субботы наряду с
воскресеньем, введение ежемесячных праздников, введение елеосвящения,
усиление строгости великого поста, обращение внимания на частое чтение Библии
и поучение народа духовенством и т. п., до запрещения брить бороду и совета
писать на лбу имя Св. Троицы. Таким образом, царь оказался единомышленником евстафиан
(см.), которые действовал по той же программе; вследствие этого при З.-Якобе
состоялось их примирение с официальной церковью. Церковные иерархи
действовали в согласии с З.-Якобом, и он оказался фактически главой церкви. В
этом отношении он завершил стремления своих предшественников, и вообще его
царствование докончило сложение той Абиссинии, какая в общих чертах дошла до
наших дней. — Будучи сам выдающимся писателем и церковным поэтом (кроме
"Книги Света" ему приписываются еще редакция гимнология
"Господь воцарися" и несколько трактатов богословского содержания),
З.-Якоб покровительствовал литературе. При нем переведены с арабского
всемирная история Эль-Макина и книга "Чудеса Богородицы", которую
он также усиленно распространял и которая наделила эфиопскую церковь 33
новыми праздниками. Один из его современников написал хронику его
царствования. Любил З.-Якоб строить церкви и снабжать их утварью и книгами. В
Императорской Публичной Библиотеке есть четвероевангелие из иерусалимского
подворья; в конце его имеется приписка о щедротах З.-Якоба. При всем своем
ортодоксальном благочестии и недюжинном уме, З.-Якоб был узким,
малообразованным начетчиком, буквоедом и формалистом, и притом сыном своего
грубого и жестокого века. Реформы его, проведенные деспотически,
содействовали не обновлению, а закостенению церковной жизни. Он предал
мучительным пыткам и казни своих сыновей, на которых донесли, что они симпатизируют
языческим культам, стефанитов побивал камнями и т. п. Свое местопребывание он
устроил в мрачном замке в области Шоа, "Дабра-Берхане" ("Гора
света"), где жил в недоступности, среди ежедневных служб и ежедневных
казней. Б. В. Болотов правильно сопоставил З.-Якоба с Филиппом II, а Дабра-Берхан
— с Эскуриалом. Незадолго до своей смерти З.-Якоб замучил одну из своих жен
(его реформы не коснулись полигамии царей), по подозрению в заговоре, и чуть
не казнил ее сына и своего будущего преемника, Баэда-Марьяма, за то, что он
заказал по матери заупокойную обедню.
См. Dillmann, "Ueber die Regierung, insbesondere die Kirchenordnung
des Königs Zar'a-Jacob" (Берл., 1881); Perruchon, "Les chroniques
de Zara-Yacqob" (П., 1893); В. В. Болотов, "Из церковной история Эфиопии"
("Христ. Чтение", 1888, II, 30—61).
|