Великаны
(волоты белорус., велетни малорус.) — в славянском
переводе хроники Георгия Амартола — полоники, полоници, современные исполины,
великаны часто являются героями сказок у всех индоевропейских народов.
Предания, касающиеся их, можно разделить на три части: о их происхождении, о
их деятельности и о их гибели. С первыми и последними связаны русские
предания о Снегурке и сербские о Трояне, хотя и Снегурка, и Троян с течением
времени потеряли свой исполинский облик. Деятельность великанов в славянских
землях была тесно связана с деятельностью нечистых духов, и в большинстве
случаев черт занял место великана. На Руси, где нет громадных гор,
исполинских построек, сравнительно немного сохранилось преданий о подвигах
великанов, хотя, тем не менее, в различных местностях, где находятся большие
камни, древние городища и т. п., появление этих предметов в данном месте
приписывается великану или диаволу. Известнейший из великанов в русской
народной поэзии — Святогор, о котором см. Богатыри, Былины; в роли великана
выступает и Илья Муромец, когда он, например, изменяет течение реки Оки. Все
подобного рода произведения народного творчества являются олицетворением
различных сил природы: ветров, течения вод в реках и т. п. Поэтому они могут
представляться в виде существ, враждебных человеку и покровительствующим ему
богам, или же, напротив, в роли спутников божества и благодетелей людей.
Существами первого типа являются греческие титаны, изображающие собою дикие,
разрушительные силы природы; в русской словесности им соответствуют Тугарин Змевич,
Жидовин и др. Находимые в земле кости допотопных животных народ часто считает
костями первобытных людей, и вследствие этого в разных славянских землях
возникли предания, что когда-то люди были великанами, но с течением времени
их рост уменьшился и дальше будет уменьшаться, пока все не станут крошечными
карликами, величиною с муравьев; когда это совершится, тогда наступит конец
света. Ср. Вертогор, Вертодуб.
|