Веласкес, дон Диего Родригес
(Velazquez де Сильва) — наряду с Б. Э. Мурильо
знаменитейший из испанских живописцев; род. в Севилье в 1599 г. Отец его,
происходивший из португальского семейства, лет за сто перед тем
переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника для судебной или
литературной карьеры, но ввиду обнаружившейся в нем страсти к рисованию не
мешал ему сделаться живописцем. В. учился сперва у Франсиско Херреры
Старшего, а потом у Франсиска Пачеко, дочь которого вскоре сделалась его
женою. В мастерской Пачеко будущий великий живописец занимался больше всего
изображением голов с натуры, обращение же с красками он усвоил себе этюдами
плодов и живности, также с натуры. К первой поре его самостоятельной
деятельности относятся: "Продавец воды" (наход. у лорда
Веллингтона), "Поклонение волхвов" (в Лонд. Нац. галерее) и
"Поклонение пастырей" (в Мадридском музее) — картины, уже
замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько
сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. В 1622 году
Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи
в Королевском Собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее).
В следующем за тем году В. был удостоен заказом изобразить короля Филиппа IV
верхом на коне и столь удачно исполнил эту работу, что удивил ею весь двор и
приобрел себе титул королевского живописца. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом,
Нарди и Кардучо, он написал картину "Изгнание мавров" и получил
звание гофмейстера. Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в
Мадрид в 1628 году возбудило в В. желание посетить Италию. Проведя в этой
стране около 3-х лет (1629—1631), он изучал и копировал произведения Тициана,
П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микеланджело и антики в Риме.
Это путешествие произвело перемену в мастерстве художника: стиль его сделался
более свободным и блестящим, колорит менее темным в тенях и передающим натуру
в ярком освещении. Первыми произведениями этой второй манеры В. были: "Кузница
Вулкана" (в Мадридском музее), "Одежда Иосифа" (в Эскурьяльском
дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее); за ними следовал ряд
других великолепных картин, каковы, напр.: "Взятие Бреды" (в
Мадридском музее), "Усопший Спаситель" (в монастыре С.-Пласидо в
Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV, их
супруг, инфантов и инфант, герц. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов
и шутов. В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера,
в 1643 году — камердинера и в 1642—44 гг. сопровождал короля в его походе для
усмирения Арагонии. В конце 1648 г. он отправился вторично в Италию с
поручением закупить картин и разного рода художественных предметов для
дворца, посетил главные итальянские города и написал в Риме мастерский
портрет папы Иннокентия Χ (в палаццо Дориа в Риме). С возвращения В. из
этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к
которому относятся, между прочим: "Св. Семейство", известное под
названием Los Meniñas, "Koвровая фабрика", "Св. Антоний
и Павел" (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Будучи сделан в
1652 г. королевским обер-гофмаршалом, В. исполнял эту хлопотливую должность с
редкою добросовестностью, хотя она и отнимала много времени от его
художественных занятий, и в 1660 г. сопровождал Филиппа IV в его поездке на
границу Франции, для свидания с королем Людовиком XIV по случаю
бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств,
сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел, и вскоре
по возвращении своем в Мадрид скончался, 6 августа 1660 года. Как замечено
выше, В. был живописец-натуралист в лучшем значении слова. Он обладал тайной
при помощи самых простых средств и приемов воссоздавать жизнь во всей ее
правде, простоте и вместе с тем обаянии — тайной, которая и в наши дни
приводит в изумление. Писанные им портреты отличаются верностью
характеристики изображенных физиономий, передачей индивидуального типа,
выражения национальной гордости и чувства достоинства. Натура отражается в
них, как в зеркале; в них нет и тени какой-либо условности. Теми же высокими
достоинствами отмечены и другие произведения великого мастера. В особенности
бесподобны портреты и картины его последней, третьей манеры, в которых он
эскизно, без густой накладки красок, воспроизводит трудные и тонкие эффекты
освещения и воздушной перспективы. Чтобы вполне изучить гениального
художника, необходимо побывать в Мадриде, где в одном музее находится 61 его
картина, в том числе самые главные. Однако, его произведениями могут
гордиться и другие европейские галереи. У нас, в Императорском Эрмитаже,
имеется пять несомненно подлинных работ В.: портреты Филиппа IV, во весь рост
и грудной, герцога Оливареса, также в двух экземплярах, в рост и грудной, и
этюд головы папы Иннокентия X, для портрета галереи палаццо Дория. В. оказал
на живопись своей родины большое влияние, и в числе его учеников были Мурильо,
Kappeньо де Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и др. выдающиеся испанские
мастера.
Как на лучшие биографии В. можно указать на сочинения: С. Justi,
"Diego Velazquez und sein Jahrhundert" (Бонн, 1888, 2 т.); W. Stirling
Maxwell, "Velazquez und seine Werke" (перев. с английского, Берлин,
1856) и Paul Lefort, "Velazquez" (общедоступный труд, входящий в
состав серии книжек: "Les Artistes célébres").
|