Вадим Храбрый
— Некоторые позднейшие летописные сборники рассказывают,
что вскоре по призвании князей между новгородцами оказалось много
недовольных, которые, под предводительством храброго Вадима, восстали против Рюрика,
принесшего с собой, вместо прежней свободы, самовластие. В примечаниях на Иоакимовскую
летопись Татищев высказывает догадку, что этот Ввадим, как и Рюрик, был внук
Гостомысла (см.), но, происходя от старшей из дочерей последнего, имел больше
прав на власть, в споре за которую и был убит Рюриком, со многими своими
приверженцами. Наши историки, приводя это сказание, за неимением других
известий для объяснения взаимных отношений между призванными князьями и
призвавшими их племенами, считают его вымыслом, с чем, конечно, нельзя не
согласиться, хотя С. М. Соловьев, по-видимому, не прочь был бы объяснить
Вадима словом водим, которое в областных наречиях означает коновода,
передового, проводника. Но, не говоря уже о том, что наши грамотеи,
составители подобных сказаний, всегда обставляют последние действующими
лицами с собственными именами, выдумывают эти имена для объяснения, например,
географических терминов (таков князь Избор, княжащий в Изборске), здесь, в
сказании о В., выставляются другие собственные имена, Рюрик, Умила и проч.,
как родственники его. Можно признать, что осталось предание о недовольстве Рюриком
новгородцев, еще так недавно пользовавшихся полной свободой, — но не более.
Досужие грамотеи могли воспользоваться преданием и представить его, так
сказать, в более конкретной форме. В свое время сказание о В. привлекало к
себе внимание наших известных писателей. Екатерина выводит Вадима в своем
драматическом произведении "Историческое представление из жизни Рюрика";
юноша Пушкин два раза принимался за обработку сюжета "Вадим", но не
окончил его; раньше Пушкина Я. Княжнин написал трагедию "Вадим", но
ее постигла печальная судьба: генерал-прокурор А. Н. Самойлов в 1793 г. донес
Московскому сенату, что в книге Княжнина, которого уже не было в живых,
"есть выражения противу целости законной власти царей", и сенат
приказал: "оную книгу, яко наполненную дерзкими и зловредными против
законной самодержавной власти выражениями", сжечь публично. Приказ,
однако, не был приведен в исполнение (см. Княжнин).
Ср. "Никонова летопись", т. I, 16 (в П. С. Р.
Л., том IX); "Летопись Львова", т. I; "Степенная книга",
т. I, 16; Татищев (т. I); Соловьев, "История России" (т. I, пр.
165); Карамзин, "История государства Российского" (т. I, 69, по
изд. Эйцерлинга).
|