Ватикан
— папская резиденция в Риме, дворец расположен на Ватиканском
холме (Mons Vaticanus) к СЗ от Тибра, у самого храма св. Петра. О начале
постройки В. нет точных сведений: одни приписывают ее Константину Ватикану,
другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.).
Достоверно только то, что во время приезда Карла В. в Рим для коронования,
резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец
был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец. Только со
времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной
папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек. При Сиксте
IV (1471) построена знаменитая Сикстинская капелла (см. это сл.). При
Иннокентии VIII (1490) воздвигнут вблизи от В. Бельведерский дворец, который
архитектором Браманте был соединен с Ватиканом двумя великолепными галереями,
по поручению папы Юлия II (1503). Браманте были также начаты окружающие двор
св. Дамаза ложи, которые позже закончены и расписаны Рафаэлем и его
учениками. Папою Павлом III построены капелла Паулинская и рядом с ней т. н. Sala
regia (царская зала). При Пии IV и Григории XIII появились северное и
восточное крыла лож, а Сикст V построил поперечную галерею, в которой
помещается В. библиотека (см. выше). Климент XIV и Пий VI основ. т. н. Пио-Клементинский
музей (см. ниже), а Пий VII — музей Киармонтский и провел вторую поперечную
галерею, т. н. Браччио Нуово (1817—22). Григорий XVI основал музеи Этрусский
и Египетский, и, наконец, папа Пий IX покрыл стеклянной крышей Ложи Рафаэля и
построил четвертую стену двора св. Дамаза. Таким образом В. не представляет
собою однородного архитектурного целого; это — собрание дворцов, зал,
галерей, капелл, по стилю и времени постройки принадлежащих к разным эпохам и
заключающих в себе беспримерное собрание сокровищ архитектуры, живописи и
скульптуры. В В. насчитывают до 20 дворов, более 200 лестниц и 12000 комнат.
По внешнему виду это неправильный четырехугольник, тянущийся с юга на север в
косом направлении от храма св. Петра. Продольные — восточный и западный —
фасады образованы двумя галереями, соединяющими старый В. с Бельведером.
Пространство между этими галереями разделено двумя поперечными галереями: Библиотечной
и Браччио Нуово на 3 двора. 1-й, ближайший к В., назыв. Бельведерским. В 3-м
дворе разбит сад т. наз. Giardino della Pigna. Другой большой сад (Girardino Pontifico)
расположен на запад от дворца, на склоне холма, откуда открывается чудный вид
на храм св. Петра и где находится прелестная villa Pia, построенная Пиццо Лигорио
для папы Пия IV, ныне несколько запущенная.
Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады
св. Петра, близ конной статуи Константина В. Главная лестница, scala Regia, с
великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в
царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской
капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари, Саммакини, брат. Цуккеро,
Сальвиати и Сиккиоланте. Описание знаменитой Сикстин. капеллы см. в особой
ст. в соответств. месте словаря. Паулинская капелла замечательна двумя
фресками Микеланджело: "Обращение апостола Павла" и "Распятие ап.
Петра", значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время
Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые
ложи Рафаэля (см. это имя) и 4 залы, так назыв. Stanze, которые Рафаэль с
своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508—20):
1) Stanza de Inсеndio — с фреской "Пожар г. Борго" — работа самого
Рафаэля; 2) Stanza della Segnatura, с фресками "Disputa del sacramento",
"Парнас" и "Афинская школа; 3) Stanza dell'Eliodoro, с
фресками: "Изгнание Элиодора", "Больсенская обедня",
"Встреча Аттилы с папой Львом" и "Освобождение ап.
Петра"; 4) Sala di Constantino, с фреской "Победа Константина В.
над Максенцием" (работа учеников по картону Рафаэля). Зала Константина
ведет в так назыв. Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с
одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико, а с другой — в
галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной
лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.
Северная часть В. (Бельведерский дворец) занята Пио-Клементинским
музеем, который своим богатством обязан, кроме основателей, папам: Юлию II,
Льву X, Клименту VII, Павлу III и в особенности Пию VI [По его поручению Висконти
составил первый каталог музея ("Museo Pio-Clementino"", in fol.)].
В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским
торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается чудный вид на панораму города
Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого
мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный бельведерский
двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под
портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все почти
замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно
известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон, Меркурий или Антиной
Бельведерский и Персей Кановы. Из Бельведерского двора вступают в галерею
Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и
Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по
коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в
залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора,
с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала
Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из
античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из
красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя,
Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого
креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного
порфира св. Елены и Констанции. Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу
музея, ведущую в сад della Pigna. Лестница эта, построенная Симонети,
украшена 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же
лестница ведет в Египетский музей, основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где
находится галерея Канделябр и Этрусский музей, основанный Григорием XVI и
занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.
Северный конец восточной галереи, Браманте (иначе — галерея Киарамонте в
тесном смысле) и — галерею Браччио-Нуово занимает Киарамонтский музей. Каждая
сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным
собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и
др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галлерее Браччио-Нуово
статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты:
Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг,
отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников),
основанный папой Пием VII.
В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и
залы: 1) Музей светских предметов — собрание античной утвари из разных
металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой
кости. 2) Музей священных предметов — собрание древней церковной утвари,
найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской
свадьбы (см. это сл.). 5) Зала византийских художников, в которой Григорий
XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.
Ватиканская картинная галерея расположена в 5-и залах
третьего этажа, позади лож Рафаэля, и заключает небольшое число картин, но
все они принадлежат к лучшим произведениям великих мастеров. Главнейшие из
них: Рафаэля: — "Преображение", "Мадонна" (Фолиньо),
"Венчание св. Девы", "Благовещение", "Рождество
Христово", "Введение во храм Пресвятой Богородицы" и
"Богословские добродетели"; Доменикино: "Причащение св. Иepoнима";
Караваджо: "Положение во гроб"; Сакки: "Видение св. Ромуальда";
Фра Ангелико: "Легенда о св. Николае"; Тициана: "Св. Севастиан";
Пуссена: "Мучение св. Эразма"; Гвидо: "Мучение св.
Петра"; Перуджино: "Воскресение" и "Рождество
Христово"; Гарофало: "Св. Семейство"; Паоло Веронезе:
"Св. Елена" и др. Галерея Арацци во 2-м этаже западной галереи Браманте
заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля
и изображающих деяния святых апостолов. Собственные апартаменты папы и зала
аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.
|