Василия Блаженного церковь
— или Покровский собор в Москве. На месте, где ныне стоит
этот храм, первоначально находились церковь во имя св. Троицы и кладбище, на
котором в 1552 г. был похоронен св. В. Блаженный. Царь Иоанн Васильевич
Грозный, после покорения Казани, выстроил здесь в 1554 г. на казанские деньги
деревянную обетную церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы,
перестроенную в следующем 1555 г. в каменную о девяти верхах. Чрез семь лет
по закладке последней были освящены ее приделы, средняя же церковь была
окончательно отстроена лишь в конце XVI века, когда были открыты мощи св. Василия
Блаженного сын Ивана Грозного, Феодор Иоаннович, приказал соорудить над ними
придел во имя этого угодника. С тех пор и вся церковь стала известна в народе
под названием В. Блаженного. Дальнейшая история этого храма — следующая: в
Смутное время он был ограблен поляками, в 1626 г. в нем произошел пожар,
распространившийся по всей Москве; в 1668 г., во время другого большого
пожара, истребившего весь Китай-город, на церкви сгорели все главы; в конце
XVII века сюда были перенесены престолы 15 церквей, стоявших на Красной
Площади. При царе Феодоре Алексеевиче церковь была исправлена, но в 1738 г. в
ней опять случился пожар, от которого обгорела самая церковь, и в ней погибла
почти вся древняя утварь. В 1744 г., при императрице Елисавете Петровне,
собор был снова реставрирован, причем архитектор Мичурин снял его план и
составил его описание. При императрице Екатерине II опять произведена
реставрация храма. В 1812 г. Наполеон приказал его уничтожить; по счастью,
это варварское повеление не было приведено в исполнение, тем не менее, собор
был разграблен французами. В 1817 г. он снова реставрирован, обнесен решеткою
и расписан красками как внутри, так и снаружи: кроме того, окружающая его
площадь была расширена. После всех превратностей, испытанных этим памятником
зодчества, он утратил свой первоначальный план и отчасти форму. В настоящее
время церковь В. Блаженного представляется конгломератом частей, возникших в
разную пору, и является крайне своеобразным памятником второго периода
московского зодчества. Храм состоит из восьми соединенных между собою башен,
расположенных вокруг главного придела. Каждая из башен имеет особый вид и
увенчана непохожею на другие главою затейливой формы. Четыре башни
расположены крестообразно: на восток, запад, юг и север; прочие - ниже первых
почти на целую главу, помещены между ними также крестообразно на юго-восток,
юго-запад, северо-запад и северо-восток. Среди этих башен возвышается главная
церковь, с конусообразною крышею и маленькою главою. Кроме этих основных
частей храма к нему пристроены сени, несколько небольших часовен, а в более
позднюю пору — колокольня (подробности см. в "Христианских
Древностях", изд. В. Прохоровым, 1878 г., статья: "Исторический и
археологический обзор древних московских церквей").
|