Василид, гностик
— гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в
Александрию (в 125—130 гг.), а под конец жизни посетил Персию. Источниками
своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра,
будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой
стороны — "мудрость варваров"; во время своего пребывания в
Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился
под влиянием Аристотеля. Найденное в 1842 г. (и в первый раз изданное в 1851
Г.) сочинение: κατά πασων αίρέσεων
έλεγχος (прежде известные из него отрывки,
под названием φιλοσοφούμενα,
приписывались Оригену, теперь же это сочинение большинством ученых
приписывается св. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения)
излагает систему В. совершенно в другом виде, чем она была известна до того,
главным образом, по изложению Иринея (из которого черпали последующие ересеологи).
Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю (антиохийскую),
а Ипполит более позднюю (александрийскую) систему В., или же от того, что эти
писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, —
решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения В. (из коих
главное — 24 книги объяснения на Евангелие) до нас не дошли. Во всяком
случае, в изложении Ипполита учение В. представляется и более оригинальным, и
более осмысленным.
Абсолютное начало определяется у В. только отрицательно.
Оно не есть что-нибудь, оно неизреченно. Впрочем, и все действительно
существующее не может быть выражено словом, не может быть названо; ибо всякое
слово (не исключая и имен собственных) указывает только общие роды и виды, а
не действительные, индивидуальные существа, — всякое именование есть только
условный намек на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким
образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное
по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет
ничего общего с чем бы то ни было, ото всего отрешено. Но не будучи актуально
ничем, оно есть все потенциально, т. е. имеет в себе возможность всякого
бытия. Эту универсальную потенцию, принадлежащую абсолютному началу, В.
называет панспермией, потому что в ней содержатся невидимым образом все
бесконечные формы и способы бытия, подобно тому, как в семени дерева
содержатся и ствол, и корни, и ветви с листьями, цветами и плодами. Актуальное
проявление всего этого потенциального многообразия обусловлено тройною, или
трехчастною, филиацией (υίότης τριμερής)
или различением трех главных видов бытия: "тонкого" (το λεπτομερές),
т. е. идеального; "грубого" (τόπαχυμερές),
т. е. материального, и "требующего очищения" (τόο άποκαθάρσεως
δεόμενον), т. е. духовного.
"Тонкое" идеальное бытие "поднимается кверху" и
соединяется непосредственно с абсолютным сверхсущим божеством, а
"грубое" материальное "оседает книзу" и образует видимый
мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни,
"нуждающейся в очищении". Первый владыка и глава мира —
"Архонт", и второй — "Димиург", которым повинуются 365
астральных ангелов, управляющих таким же числом звездных сфер — ничего не знали
об этой высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа,
привлекшего к себе силу Духа Святого, соединяющего низший мир с высшим. Как
сосуд, наполненный прежде ароматами, и пустой сохраняет в себе благоухание,
так материальный мир, в начале (в "панспермии") соединенный с
идеальным, сохраняет в себе благоухание идеи и по отделении от нее. Это
благоухание Духа Святого, бессознательно присущее материальному миру,
становится сознательным во Христе, который возвещает миру
"Евангелие", т. е. открывает низшему миру истину абсолютного и
идеального бытия. Услышав эту благую весть, владыка видимого мира (Архонт),
считавший себя дотоле верховным существом, испытывает удивление и страх, а
затем вразумляется и понимает свое подчиненное значение, как сказано:
"Начало премудрости — страх Господень". Просвещенные Евангелием,
духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в
сферу идеального и абсолютного бытия, а материальный мир, выделив из себя
скрытый в нем духовный элемент, составлявший причину его томления и
беспокойного движения ("вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая
откровения славы Сынов Божьих"), приходит в состояние полного
равновесия, погружается в блаженное неведение, или невинность (αγνοια),
где всякое существо, не зная ничего высшего, довольно своими пределами и
своим назначением — тогда как во время мирового процесса, когда духовный
элемент смешан с материальным, существа и того и другого рода находятся в
мучении, подобно птицам, погруженным в воду, или рыбам, поднятым на воздух. Василидово
учение было весьма распространено в свое время, о чем свидетельствует обилие
различных амулетов с надписью αβραξας —
условное обозначение для совокупности астрального мира по Василиду (этот мир
состоит из 365 сфер, а сумма букв слова αβραξας,
в их цифровом значении, равняется 365).
Ср. Gerhard Uhthorn, "Das Basilidianische
System" (Геттинген, 1855).
|