Вартбургская война
— так называется состязание поэтов, которое, по преданию,
происходило в 1206 или 1207 г. в Вартбурге (см. это слово); то же самое
название ("Krieg von Wartburg") носит стихотворение на
южно-германском наречии, повествующее об этом состязании. В самый блестящий
период южно-германской поэзии ландграф Тюрингенский Герман оказывал
стихотворцам-миннезингерам широкое гостеприимство при своем дворе, которое
они и прославляли. Такое стечение поэтов не могло обойтись без разных
столкновений и ревнивого соперничества между ними, о чем можно судить по
намекам многих из гостивших там стихотворцев, как, напр., Вольфрама и
Вальтера ф. дер Фогельвейде. Воспоминание об этих несогласиях вскоре приняли
форму легендарных сказаний, в которых случайные столкновения превратились в
настоящее, преднамеренное состязание певцов, не исключавшее опасного исхода
для участников, и к именам певцов, которые некогда действительно посещали
окрестности Эйзенаха, присоединились еще другие, частью исторические, частью
чисто вымышленные, как то: добродетельного Шрейбера, Биттерольфа, Рейнмара
(старшего, которого впоследствии смешивали еще с Рейнмаром Цветерским), почти
легендарного Генриха фон Офтердингена и уже совсем легендарного
трансильванского волшебника и звездочета Клингфора. На основании этих
полуисторических, полулегендарных сказаний и под влиянием любимых
стихотворений, которые пелись на состязаниях, также игр в загадки и зрелищ
духовного содержания, и явилось около 1300 г. странное, негармоническое и не
совсем понятное стихотворение, разделенное на две части, под названием "Krieg
von Wartburg". В первой части, в большой, искусно построенной строфе,
Генрих фон Офтердинген вызывает других придворных поэтов воспеть, рискуя даже
жизнью, наиболее достославного государя и берется прославить австрийского
герцога Леопольда против восхваляемого другими ландграфа Германа. Но когда
победа склоняется на сторону эйзенахцев, Генрих призывает к себе на помощь Клингфора,
который, при содействии злых духов и говоря загадками и темными изречениями,
вступает в борьбу с Вольфрамом. В более короткой строфе второй части ясно намекается
на колдовство или волшебство Клингфора. Во всем стихотворении заметны
несомненные признаки подражания стихотворной манере Вольфрама и придворному
тону. Сочинитель стихотворения неизвестен. Генрих Фрауэнлоб, во всяком
случае, не был его автором, хотя он и употреблял обе упомянутые формы строф,
а его современник Герман (der Damen), по-видимому, знал о существовании
"Wartburgkrieg". Решить этот вопрос тем труднее, что критического
исследования и издания текста в настоящее время еще не существует. Судя по
различию в характере языка, надо думать, что над этим стихотворением
трудились многие поэты, а другие признаки заставляют полагать, что большая и
старейшая его часть написана на Рейне, напр., в Майнце, может быть, в
тамошней школе певцов. Сказание о состязании певцов является с начала XIV столет.
как в стихотворных, так и в прозаических тюрингенских хрониках. Стихотворение
"Вартбургская война" напечатано в отдельном издании Эттмюллера (Ильменау,
1830), в сборниках (Бодмера и Гагена) стихотворений миннезингеров и в издании
Simrock'a, "Der W., herausgegeben, geordnet, übersetzt und erläutert"
(Штутг., 1858).
Ср. Koberstein, "Über das wahrscheinliche Alter und
die Bedeutung des Gedichts vom Wartbürger Kriege" (Наумб., 1823); Lucas,
"Über den Krieg von Wartburg" (Кенигсб., 1838); Schneider,
"Der 2 Theil des Wartburgkrieges und dessen Verhältniss zum Lohengrin"
(Мюльгаузен, 1875). В новейшее время Рихард Вагнер в своей опере
"Тангейзер" соединил легенду о В. с легендой о Тангейзере.
|