Варвара
— святая великомученица, пострадала в финикийском городе Гелиополе,
при императоре Максимиане, около 306 г. Святая В. с древних времен одинаково
чтится на Востоке и на Западе, и у нас в России по преимуществу. Житие ее
составляет любимое чтение в народе и прекрасно воспроизведено в акафисте,
составленном Киевским митрополитом Иосифом Краковским; народные стихи и
псалмы часто воспевают св. великомученицу В. Тело святой Варвары было
погребено в Гелиополе, а потом, или в IV, или в VI в. перенесено было в
Константинополь, где в честь ее был построен великолепный храм, давший целому
кварталу название έν τη Βαρβαρά
(т. е. часть города, где находится св. Варвара). По свидетельству Анны Комнен,
в храм св. В. спасались, как в место убежища, обличенные в преступлениях и
подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе
убеждение, что св. Варвара дана от Бога благодать спасать от внезапной и
насильственной смерти. В Россию, в Киев, мощи св. В. были принесены в 1108
году из Константинополя дочерью императора Алексея Комнена, Варварою,
вышедшею замуж за великого князя киевского Святополка II (Михаила); мощи были
положены и доселе обретаются в киевском Златоверхо-Михайловском монастыре,
устроенном великим князем Святополком-Михаилом в честь своего ангела.
Почитание св. В. очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в
половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край
икону св. В. вместе с другими особенно чтимыми иконами. Мощи св. В.
показывают и на Западе, в Венеции, Кобленце и др. Жизнь и страдания ее давали
материал вдохновению поэтов и художников; ее авторитетом доминиканцы защищали
свое мнение в споре с францисканцами. По мнению набожных католиков, св. В.,
кроме дара спасать от внезапной и насильственной смерти, принадлежит дар
спасать от бури на море и от огня на суше; ее считают покровительницей
артиллерии.
|