Ваггабиты, ваххабиты
или Вегабиты — приверженцы магометанской религиозной
секты, возникшей во второй половине XVIII столетия в Аравии и
распространившейся преимущественно по восточным провинциям ее. Основатель
этой секты, Мохаммед-Ибн-Абд-эль-Ваггаби, родился в конце первой половины
XVIII столетия в Граймеле, принадлежал к племени Мезалик, одному из наиболее могущественных
в Неджеде. Мохаммед был купцом, много путешествовал, и в Дамаске, где часто
бывал по своим торговым делам, вращался в кругу фанатического магометанского
духовенства. Под влиянием последнего в Мохаммеде росло и крепло убеждение,
что необходимо очистить Ислам от приставшей к нему с течением времени, чуждой
духу его, примеси, отбросить все новшества и возвратить его сознанию
народному в первобытной чистоте. Это убеждение настолько овладело Мохаммедом,
что он бросил все дела и посвятил себя исключительно проповеди своих идей.
Впервые Ваггаби выступил со своей проповедью в городе Эяне, и хотя своим
фанатическим энтузиазмом успел увлечь за собой значительную часть населения,
но сильнее, все-таки, оказалась партия его противников, вследствие чего
Мохаммед и более ретивые его последователи вынуждены были, после
кровопролитной схватки, удалиться из Эяны. Тогда ваххабиты направились (около
1769 г.) в Дгерайю, шейх которой, Сауд бен-абд-эль-Азиз, дружественно приютил
беглецов и вскоре стал одним из ревностнейших адептов Ваггаби, провозгласив
себя апостолом и "мечом" нового учения, которое и принялся
распространять со всем пылом новообращенного. Сущность реформы, внесенной в
Ислам учением В., заключается в той строгости, с которой оно обязывает
исполнять все веления Корана (отделять известную часть доходов в пользу
бедных, иметь строгий и справедливый суд, вести постоянную войну с неверными,
воздерживаться от вина и всяких горячительных напитков, отказаться от всякого
рода излишеств, от роскоши и курения табаку и т. п.). Ваггаби умер в 1787 г.
в Дгерайе.
Из многочисленных его сочинений, отличающихся, по
утверждению его биографов, богатством мысли и подкупающей
непосредственностью, по-видимому, ничего или очень мало напечатано. Сыновья и
внуки Ваггаби также довольствовались духовными почестями и не заявили себя
воинственными носителями учения основателя секты. Но могущественнейшее
влияние на политическую историю Аравийского полуострова имело новое учение,
благодаря шейху Сауду и его потомкам (династия эта даже известна под
названием Ваггабитской). Сауд вскоре приобрел множество приверженцев среди
храбрых бедуинов и с их помощью успел распространить новое учение по всей
Внутренней Аравии, от границ Геджаса до Персидского залива. После смерти Сауда
сын его Абд-эль-Азиз располагал уже стотысячной армией, с которой он и
двинулся к Месопотамии и областям Баграин и Оман, отчасти принадлежащим
Персии, отчасти находящимся под ее покровительством, и овладел ими. Этим он
навлек на себя ненависть персиян-шиитов, и один из них, во время
торжественного богослужения в мечети в Дгерайе, заколол шейха (1805 или
1806). Его дядя Абдаллах, наследовавший ему, вторично вторгся в Персию и
разрушил один из священнейших для персов городов — Мешхед Гуссэйн с гробницей
Гуссэйна. Затем Абдаллах обрушился на западные провинции Аравии, взял Мекку,
ограбил Каабу и ввел повсюду учение Ваггаби. В 1810 г. Абдаллах взял также
Медину, где, будто бы, не пощадил и священных для каждого мусульманина
гробниц пророка Магомета и двух первых халифов, Абу-Бекра и Омара. Тогда
Порта приказала египетскому паше Мегемету-Али объявить войну Ваггабитам.
Египетское войско вторглось в Геджас и без особых трудностей овладело Меккой
и Мединой. Ибрагим-паша проник с войском до Неджда, овладел главным городом
В., Дгерайей, взял в плен самого Абдаллаха и послал его в Константинополь,
где он был казнен (1818). Вслед за тем Ибрагим-паша постарался примирить
религиозные разногласия Ваххабитов и суннитов, чтобы прекратить междоусобицу.
В Дгерайе он оставил египетского губернатора, Измаила, и возвратился в
Египет. Преемник Измаила, Халид, был изгнан восставшим народом, который
провозгласил шейхом сына казненного Абдаллаха, Пурки. Последний назначил
своей резиденцией город Риядег, но правил недолго: он был убит своим
двоюродным братом Мешари, захватившим престол. Но и Мешари, в свою очередь,
вскоре был свергнут сыном Пурки, Файсулем. В 1832 г. для усмирения В. послан
был турецкий генерал Хуршид-паша, и Файсуль должен был бежать. Общее
восстание, изгнавшее египетского губернатора, снова привело Файсуля на
престол, но спустя короткое время Хуршид-паша взял его в плен и закованного
отправил в Египет, где он содержался в темнице до вступления на египетский
престол Аббас-паши. Около этого времени ему удалось бежать. Предполагают, что
Файсуль умер в 1870 г. Ему наследовал сын его Сауд. Но его владения,
обнимающие всего 11 провинций с 316 населенными пунктами и 1½ млн.
душ, значительно сократились в сравнении с прежним обширным государством В.
Ср. "Histoire des Wahhabites depuis leur origine jusqu'à
l'an 1809" (Париж, 1810); путевые очерки Буркгардта (Лондон, 1830) и в
особенности В. Г. Пальгрэва, "Narrative of a year's journey through Central
and Eastern Arabia 1862—63" (2 т., Лондон, 1865; на немецком языке, 2
т., Лейпциг, 1867—68).
|