Вагаршак I
(Ваг'аршак I или Аршак Младший, по отрывку из Псевдо-Агафангела,
приведенному у епископа Себэоса, армянского историка VII в. [армянский текст,
СПб., 1879, гл. I; перевод К. Патканова, СПб., 1862 и Langlois, "Coll. des
histor. anc. et mod. de l'Arménie", I, стр. 199]) — родоначальник
армянской ветви Аршакидов, был, по Моисею Хоренскому (II, 3), писателю V в.,
брат, а по Псевдо-Агафангелу — сын парфянского царя Аршака VI (Митридата I).
Стремясь, подобно другим завоевателям, при этом, иметь своих ставленников в
качестве правителей в новопокоренных странах, аршакиды отличались той
особенностью, что с известным расчетом выбирали подобных ставленников из
своего рода. Парфянские цари, начинавшие уже тягаться за первенство с Селевкидами,
не могли не обратить внимания на положение Армении, из которой можно было
создать сильный оплот против западных соперников. Кроме того, к новому,
быстро усиливавшемуся дому обратились сами армяне, по крайней мере наиболее
дальновидные из них, с приглашением прийти и княжить над ними. Около середины
III в. до Р. X. и явился Вагаршак в Армению, где, прежде всего, наградил
наиболее ревностных приверженцев: Шамбе Багарату, родоначальнику багратидов,
и его потомству было даровано право, быть при Аршакидах наследственным тагадиром,
т. е. возлагателем венца. В. сплотил армянских князей против преемников
македонского завоевателя, очистил от последних Армению и с успехом повел
борьбу с соединенными силами соседних народцев. Лазы, фригийцы и вообще
племена Понта, под предводительством некоего Морфиликия, сразились с В. у
юго-восточного берега Черного моря; предводитель их был убит и союзники разбиты.
Северным племенам, жителям ущелий и гор Кавказа, было приказано оставить
обычное свое занятие, разбой, и заслужить дарования "правителей и князей
с прекрасными порядками" (Моисей Хоренский, II, 6). После умиротворения
края, В. занялся его устройством. Вагаршаку армянские историки приписывают
ряд распоряжений, касающихся лично его с семьею, двора, князей и всех жителей
Армении. При нем были разбиты парки, сады и цветники; особые места отведены
для охоты. Зной лета и суровость зимы умерялись соответствовавшими времени
года местопребываниями; столичным городом был всегда Мцбин, т. е. Низиб. При
царе неразлучно оставался наследник престола; для прочих же многочисленных
членов царской фамилии местом жительства служила область Хаштян (Хаштеанк).
При дворе был заведен определенный чин и порядок. Княжеские роды, получив
каждый, при дворе или в областях, то или иное назначение, тем самым были
поставлены в известные, зависимые отношения к царю. Было упорядочено военное
устройство: четыре полка телохранителей имели каждый по вождю из князей,
потомков древнего армянского (хайкского) царского рода, владетелей
наследственных земель. Войско это, в противность позднейшему дворцовому (востаник)
или царскому (аркуни), набиравшемуся по приказу персидских царей в Армении из
всякого люда, состояло из княжичей древнейших родов. Из них же велено было
брать евнухов. Вагаршак соорудил капище в Армавире, с идолами солнца (Арегакн)
и луны (Лусин), а также со статуями своих предков. Древний Шамирамакерт был
возобновлен, и во многих местах основаны новые города, с многочисленным
населением. Установлены отношения между горожанами и сельчанами, причем
первым предоставлен особый почет. Изложенные здесь по армянским источникам
факты трудно связуются с данными нумизматики и иноземных источников,
говорящих об Армении этой эпохи иное и совершенно умалчивающих о подвигах В.,
чем и воспользовались в последнее время критики, особенно Гарагашян
("Критическая истории Армян", на армянском языке, Константинополь,
1880, стр. 229 и сл.) для своих слишком резких суждений о Моисее Хоранском,
наиболее пространном повествователе деяний В. Самому В. приписывается почин в
деле собирания исторических материалов относительно прошлого страны, которой
он правил. Рассказывается, будто он обратился с письмом (Моисей Хоранский, I,
9) к парфянскому царю Аршаку, прося дать доступ секретарю Мар-Абас-Катину в
царские архивы, для исторических справок об Армении; предполагается, что на
основании найденных в этих архивах документов была составлена истории
Армении, в частности и царствования В., сохранившаяся в трудах Моисея Хоранского
и епископа Себэоса (см. Мар-Абас-Катин).
|