Ворота триумфальные
— архитектурные памятники, состоящие из больших портиков;
устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах
и т. п. в честь победителей или в память важных событий. Из памятников этого
рода наилучше сохранились триумфальные Ворота Константина в Риме,
воздвигнутые из остатков Траяновых ворот. Они представляют смесь архитектуры
и скульптуры двух весьма удаленных друг от друга веков. Высота их 65 футов 10
дюймов, длина 76 футов, глубина 20 футов 5 дюймов; высота главного свода — 35
футов 10 дюймов; фасад украшен мраморными колоннами, по 4 с каждой стороны. Изображения
триумфальных В. сохранились на многих медалях, чеканенных в честь побед
Августа, Нерона и др. Из триумфальных В. новейшего времени замечательны
наполеоновские "ворота звезды" (Arc de l'étoile), оконченные
в 1836 г. архитектором Шальгреном.
В России триумфальные Ворота впервые устраивал Петр
Великий. Они назначались для торжественных въездов полководцев и возводились
при входах в столицы. Первые ворота устроены были в 1696 г. по возвращении
из-под Азова и в 1703 г., когда Петр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюсса,
своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку
новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: 1) у Заиконоспасского
монастыря, 2) у Ильинских ворот и 3) у Мясницких ворот. Все они были украшены
живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во
второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных
В. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 по 17 января 1710 г. В третий
раз триумфальные В. воздвигнуты были в новой столице, в С.-Петербурге, 9-го
сентября 1714 г., по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе
участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими
изображениями, а главная картина изображала слона, пораженного орлом, с
надписью: "Орел не мух ловит", что должно было напоминать взятие
самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения
мира со Швецией в конце 1721 г., в Москве также были устроены триумфальные
В., причем целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда
через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных
ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в С.-Петербург в начале 1732
г., после коронации: 1) против церкви на Троицкой пристани, 2) Адмиралтейские
(сломаны в 1742 г.) и 3) Аничковы В. (см. Аничковский мост). По случаю въезда
в С.-Петербург императрицы Елисаветы Петровны, после коронации, В.
Адмиралтейские и Аничковы были возобновлены, а в 1751 г. вновь разобраны.
Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади
Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных
триумфальных В. прежнего времени в Москве сохранились — Красные В. В
Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве
— у Петровской заставы. Нарвские В. были сначала временными и воздвигнуты
были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 г., по рисунку
знаменитого Гваренги. Вследствие спешности работы, В. были выстроены из
дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 г., по желанию
императора Николая Павловича, деревянные Нарвские В. были заменены
бронзовыми. Ворота открыты в 1833 г.; одна металлическая работа их обошлась
около 800000 руб.
|